Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Осторожно: в аптеках подделки

Осторожно: в аптеках подделки

8 028



Уже в трех городских аптеках обнаружен поддельный «Кортексин» - препарат, используемый больными с органическими поражениями центральной нервной системы. Во всех трех случаях поставщиком подделки является компания «Джи-Фарма». Производители препарата уверены: ни аптеки, ни, тем более, оптовик случайно торговать фальсификатом не могут. Поставщики намекают на провокации со стороны производителя. Похоже, в Петербурге разгорается очередной фармацевтический скандал.

«Наукоемкие» мошенники

Подделки обнаружены и изъяты из продажи в трех городских аптеках: ООО «Фармадом» (Подольская, 38), ООО «Аптека Биофарм 38» (Декабристов, 27) и ООО «Торин» (Кондратьевский, 54а). Во всех случаях признанный фальшивым «Кортексин» был поставлен оптовой компанией «Джи-Фарма» - достаточно известным в фармацевтическом мире поставщиком лекарств. Таковы выводы экспертов ГУЗ «Северо-Западный центр по контролю качества лекарственных средств». Первую подделку обнаружили в марте, последнюю - в середине мая.

Любопытно, что все они носили достаточно «наукоемкий характер» - вместо реального лекарства во флаконах находилась некая субстанция, по своему химическому составу напоминающая настоящий препарат. Основные действующие вещества в подделках также присутствовали, но в не совсем правильных пропорциях. То есть мошенники пользовались лабораторией, в которой пытались повторить химическую формулу и внешний вид настоящего «Кортексина». Учитывая, что объем продаж этого лекарства в России и в странах СНГ в прошлом году оценивался примерно в 10 миллионов долларов, преступники могут рассчитывать на вполне неплохой доход.

При этом информация о подделках не предавалась огласке - ее не сообщали журналистам, по этому поводу не обращались в правоохранительные органы. А на все «сигналы» реагировали по заведенному порядку: подозрительный препарат направляли на экспертизу в Северо-Западный центр по контролю качества лекарственных средств и после подтверждения фальсификации публиковали соответствующие сведения в специализированном информационном бюллетене центра и на сайте Росздравнадзора.

В результате аптеки, торговавшие фальсификатом, всего-навсего лишались нескольких упаковок поддельных лекарств, что, надо полагать, никак не повлияло на деятельность мошенников.

Совет из Бразилии

Редакции «ТС» об этом стало известно совершенно «шпионским» способом. Несколько недель назад мы получили сразу два электронных письма, подписанных «Национальным советом по борьбе с поддельными лекарствами». Помимо пафосных слов о необходимости борьбы с фальшивыми лекарствами (кто бы сомневался!) в письмах содержались вполне конкретные указания на две аптеки, в которых якобы торгуют фальсификатом. Вот цитата из этого замечательного послания:

«Совет ставит своей целью всеми возможными способами информировать население Петербурга и России об аптеках и компаниях, занимающихся сбытом ядовитых подделок. В отличие от ряда программ на телевидении, мы не говорим о «некой аптеке в Калининском районе», мы даем конкретные адреса и названия...»

Связаться с отправителями посланий не удалось - письма поступили с так называемых виртуальных почтовых ящиков, расположенных на серверах, зарегистрированных в Бразилии. Найти «Национальный совет по борьбе с поддельными лекарствами» также не представилось возможным, у нас создалось впечатление, что такой организации не существует - во всяком случае, она не проявляет себя в открытой печати. Но аптеки, упомянутые в странных письмах, оказались совершенно реальными.

Там откровенничать не стали: мол, лекарств у нас много, поставщиков - тоже, откуда нам знать, какой из тысяч препаратов поддельный! Дескать, есть контролирующие организации, которым полагается следить за этим, по их указаниям мы снимаем подозрительные лекарства с продажи. В аптеке ООО «Торин» нам вообще сказали, что все это ерунда, и прислали письмо из Росздравнадзора, где написано, что изъятый у них для исследования «Кортексин» подлинный. Видимо, фармацевты принимают журналистов за дебилов: в этом письме речь шла о «Кортексине» совсем другой серии - не той, в которой обнаружились подделки.

Мы обсуждали эту ситуацию с директором единственного производителя «Кортексина» - ООО «Герофарм» - Петром Родионовым, который дал корректный, но жесткий комментарий. По его мнению, не может быть такого, чтобы аптеки, годами торгующие лекарствами, случайно выставили на продажу фальшивый препарат, даже не догадываясь о том, что это подделка. Более того, Пётр Родионов уверен, что факт того, что во всех трех «легализованных» случаях торговли поддельным «Кортексином» его поставщиком была компания «Джи-Фарма», нельзя расценивать как случайность.

Тем удивительнее оказалось то, что мы услышали в самой компании «Джи-Фарма».

Черная кошка в темной комнате

Генеральный директор «Джи-Фармы» Роман Гладкий считает, что достаточно часто происходит следующее. Любое лекарство - это комбинация веществ, которые очень нестабильны. Все препараты имеют достаточно приличный срок годности, однако за время, которое лекарство проходит путь от производителя к потребителю, оно может испортиться (например, из-за нарушений условий хранения или транспортировки).

В законе «О лекарственных средствах» сказано, что на протяжении всего срока годности за качество лекарства несет ответственность производитель. Вот и получается, что, когда у организации, контролирующей качество лекарств, возникают сомнения в подлинности препарата, он должен быть изъят из продажи и уничтожен. Что, естественно, влечет немалые убытки для производителя - ведь аптеки возвращают такой препарат поставщикам, поставщики - производителю. Поэтому возникает большой соблазн как угодно откреститься от препарата.

А поскольку, по словам Романа Гладкого, только сам производитель знает, какого цвета у его лекарств крышки и какого размера этикетки, что может быть проще, чем сообщить в Росздравнадзор, будто испорченный препарат сфальсифицирован?

Производитель оказывается ни при чем, это позволяет ему отказаться забирать фальсификат - он ведь обязан забирать испорченную продукцию, а если кто-то что-то подделал - пусть тот и забирает. Злодея, правда, еще необходимо найти, но это уже не проблема производителя! Можно обратиться в милицию с заявлением об обнаруженных признаках фальсификации. Заявление примут, но никого и никогда все равно не найдут, тем более что искать-то некого. А производитель остается при своих деньгах - он же не отвечает за действия злоумышленников.

Вот и получается, что ищут черную кошку в темной комнате, заранее зная, что ее там нет, - говорит Роман Гладкий.

Более того, Роман Гладкий сообщил: около 200 упаковок «Кортексина» серии 1010607, которую признали фальшивкой, «Джи-Фарма» приобрела у ООО «Герофарм» через посредника. Глава «Герофарм» Пётр Родионов в связи с этим заявил:
С ООО «Джи-Фарма» наша компания не имеет договорных обязательств и не поставляет в ее адрес препараты...

Всё равно обманут

Пётр Родионов рассказал, что в связи с обнаруженными подделками продукции его компании он неформально консультировался по данному вопросу с сотрудником милиции и пришел к выводу, что официально обращаться в правоохранительные органы бессмысленно. При этом он сам оценивает ущерб своего бизнеса от действий «фальшивотаблетчиков» примерно в 2 миллиона долларов в год.

Надо сказать, что глава «Герофарма» Пётр Родионов - находка для преступника. Что может быть приятнее производителю контрафакта, чем потерпевший, который не пойдет жаловаться в милицию? Ну, изымут несколько десятков упаковок фальсификата в нескольких петербургских или московских аптеках - где «начальство близко». Зато где-нибудь в Узбекистане или в Ростовской области никто ничего изымать не будет, поэтому фальсификат можно смело гнать по бескрайним просторам нашей Родины, время от времени переориентируя потоки, чтобы не мозолить глаза особо настырным представителям местных подразделений Росздравнадзора.

Впрочем, это достаточно распространенная мода среди бизнесменов: проконсультироваться с каким-нибудь милицейским начальником неформально, после чего прийти к выводу о нецелесообразности официального обращения в милицию. Что, кстати, предсказуемо: любой советский милиционер формально и неформально найдет тысячу причин, из-за которых обращаться в милицию не следует - чтобы не портить показатели раскрываемости. Между тем правообладатели аудиовизуальной продукции не так давно доказали: бороться с контрафактом возможно, когда есть желание.

Пока же недобросовестным производителям лекарств могут быть выгодны слухи, будто в городских аптеках продаются фальсифицированные медикаменты. Ведь под непонятных фальсификаторов легко списать собственные ошибки, что позволяет сэкономить деньги и сохранить репутацию. А недобросовестным поставщикам лекарств может быть выгодно распространять слухи о том, какие хитрые производители. «Крайними», как водится, остаются обычные люди, клиенты аптек.

Ульяна Рыжова,
Сергей Николаев

Справка

«Кортексин» - лекарство, полученное из коры головного мозга коров и свиней. Оно улучшает обмен веществ в центральной нервной системе человека и помогает клеткам переносить кислородное голодание. Препарат вводится инъекцией внутримышечно.

«Кортексином» лечат людей с органическими поражениями центральной нервной системы, то есть с изменениями в сосудах головного мозга и с хронической недостаточностью мозгового кровообращения; перенесших воспаление головного мозга, черепно-мозговую травму. Кроме того, «Кортексин» используется при лечении детей с церебральным параличом.

Срок годности препарата - 3 года. Теоретически, поскольку это лекарство - вытяжка из головного мозга животных, оно может вызывать аллергические реакции (покраснения в месте укола, крапивницу, обострение бронхиальной астмы). Но случаев такого эффекта от применения просроченного «Кортексина» в литературе не описано.

«Кортексин» - препарат очень сложного состава. Но его все равно подделывают. Если это откровенный фальсификат (вместо «Кортексина» во флакон заливают, например, физраствор), он попросту не окажет никакого действия. Но если поддельный «Кортексин» изготовлен ремесленным способом, по мнению специалистов, негативный побочный эффект неминуем.

Отличия оригинального «Кортексина» и сфальсифицированного

Оригинальный — дно флакона гладкое, закупорен пробкой темно-серого цвета, закатывается алюминиевым колпачком оранжевого цвета.

Сфальсифицированный - в центре дна впадина, закупорен пробкой темно-серого цвета, закатывается колпачком серебристого цвета.

Полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 23 июня 2008 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях