Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы В кредитную историю через «межгород»

В кредитную историю через «межгород»

419
psyfact.ru

Набрав на домашнем телефоне «восьмерку», можно попасть в историю – кредитную. «Ростелеком» намерен передать Национальному кредитному бюро сведения об абонентах, задолжавших за пользование межгородом. То есть, забыв своевременно оплатить кинутую в почтовый ящик квитанцию, можно навсегда лишиться возможности брать кредиты в банках, купить квартиру по ипотеке и т.д.

Хотя у абонентов есть много способов предупредить такую ситуацию. Например, запретив оператору разглашать сведения о себе, либо переключиться и звонить, набирая ту же «8», через конкурентов. Также можно поставить под сомнение законность действия крупнейшего оператора междугородней и международной телефонной связи (сейчас услугами «Ростелекома» пользуется более 40 млн абонентов – физических лиц, а доля на рынке дальней связи оценивается в 60 процентов).

В списках не значится

На днях «Ростелеком» присоединился к системе обмена информацией мониторинга просроченной задолженности операторов связи D-telecom. В этом проекте уже участвуют три сотовых компании – «МТС», «Вымпелком» (Билайн) и «Мегафон» (правда, только московский – ООО «СоникДуо»), а также два оператора фиксированной связи (конкуренты «Ростелекома») – Golden Telecom (ООО «СЦС Совинтел») и «ТрансТелеком». Администратором системы является НП «Национальное кредитное бюро».

В базы данных операторы передают сведения об абонентах-должниках. В первую очередь, о клиентах сотовых компаний, обслуживающихся в кредит. У «Ростелекома» практически все абоненты, набирающие на стационарных телефонах «восьмерку», обслуживаются исключительно по кредитной схеме – они обязаны в установленный срок оплатить выставленный счет, а до того момента являются должниками. Информацию о наиболее злостных неплательщиках «Ростелеком» будет передавать в бюро кредитных историй.

Сведения из сформированных баз данных могут запросить банки, в которые гражданин обратится для получения кредита. И если абонент оказался в «черном списке», он почти автоматически лишается возможности получить кредит, в том числе ипотечный. По предварительным данным, «Ростелеком» может передать в Национальное кредитное бюро сведения на 2 млн должников.

Молчание - знак согласия

Законно ли это? По действующему законодательству, сведения об абоненте-гражданине могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг или передаваться третьим лицам только с письменного согласия этого абонента. Кроме того, информация в бюро кредитных историй вправе передаваться только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика.
Вряд ли абонента вообще можно назвать заемщиком – гражданское законодательство очень четко определяет понятие договора займа и даже самый злостный неплательщик под него не подпадает. Будь то клиент сотовой компании или звонящий по «межгороду» владелец стационарного телефона.

Сложнее стоит вопрос с получением согласия. В договоре (публичной оферте) самого «Ростелекома» указывается, что «пользователь согласен на предоставление сведений о нем третьим лицам, в том числе для информационно-справочного обслуживания». У абонента есть только право отозвать такое согласие – направить в адрес оператора (191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15) заявление «об отказе от применения п. 3.10», то есть запретить компании передавать кому-либо информацию о нем, его звонках и долгах. Если «Ростелеком» исполнит взятые на себя обязательства, то с момента получения такого письма никакие кредитные истории гражданину не грозят.

Сотовые компании также навязывают пользователю пассивное согласие. Заключая договор с «Мегафон» и питерским филиалом «Вымпелком», абонент может в заявке (заполняемом бланке с данными клиента) поставить галочку в специальной графе, указав на свой отказ от предоставления сведений третьим лицам. Молчание (нет галочки) – знак согласия. Правда такая свобода весьма условна: когда журналист «Фонтанки» воспользовался таким правом (поставил пресловутую галку), сотрудница дилера начала уверять, что документы не примет, так как ставить такие значки «нельзя, потому что не положено».

Компания «МТС» в правилах указывает свое безусловное право передавать третьим лицам информацию об исполнении абонентами принятых на себя обязательств, а также для взыскания с них задолженности. Причем отозвать такое «согласие» абонент может только в случаях, предусмотренных законом (?), и только полностью оплатив услуги связи. Любопытно, что сами эти правила абоненту зачастую не выдаются, хотя в общих бланках покупатель стартового пакета подписывается, что с ними ознакомлен и получил. В колл-центре компании пояснили, что дилеры могут выдавать документы, только если абонент специально их попросит.

Штрихи к портрету

Правда, неясно, будет ли внесенная в базу данных Национального кредитного бюро информация востребована банками. Если кредитными тарифными планами сотовых операторов пользуются, как правило, относительно состоятельные люди, то долги за «межгород» у владельца квартирного телефона могут возникнуть практически на пустом месте – некоторые платят по счетам раз в несколько месяцев, другие потеряли квитанцию, третьи уехали в отпуск и забыли оплатить счет.

В итоге, заплатив бюро кредитных историй около 200 рублей за разовый запрос, банк может получить практически бесполезную информацию – о просрочке оплаты квитанции на месяц на 20 рублей. Но, по мнению одного из банкиров, «постоянство клиента в оплате коммунальных услуг будет интересным штрихом к его портрету».

С другой стороны, в долгосрочных кредитных договорах (в том числе на ипотеку) часто указывается, что в случае несвоевременной оплаты заемщиком коммунальных и иных услуг банк вправе расторгнуть договор и потребовать практически немедленного (в течение месяца) возврата всей суммы кредита. Сегодня можно получить ипотечный заем под 10-12 процентов годовых на 20-30 лет, но если грянет очередной кризис, многие банки, без сомнения, используют даже копеечные просрочки оплаты междугородней связи против заемщика. Не исключено, что недобросовестные кредиторы будут провоцировать такую задолженность (достаточно похитить квитанцию из почтового ящика).

Голос клиента

Согласие «Ростелекома» передавать сведения в бюро кредитных историй может отпугнуть его клиентов. Благо абоненты имеют возможность выбора операторов дальней связи и кроме «Ростелекома» воспользоваться услугами Golden Telecom («Совинтел»), «ТрансТелеком», «Межрегиональный Транзит Телеком» и «Синтерра». Достаточно подать заявление в ПТС (петербургский филиал ОАО «СЗТ») и все вызовы через «восьмерку» будут проходить через альтернативных операторов. Правда, Golden Telecom и «ТрансТелеком» еще раньше монополиста стали сообщать сведения о должниках в бюро кредитных историй.

Единая система D-telecom, созданная крупнейшими сотовыми операторами, пока нацелена на удовлетворение только их интересов. Но компании всеми силам противятся созданию единой базы данных ворованных «трубок». Ведь в каждом мобильном телефоне есть уникальный IMEI-код и оператор, имея заявление легитимного владельца украденного аппарата, без труда может идентифицировать его нового пользователя, передав сведения о нем в правоохранительные органы.

Сейчас операторы отказываются даже проводить такие проверки. Объясняют это как раз отсутствием единой базы. Причем юристы «БиЛайна» считают, что иски об отключении от сети ворованных «трубок» потерпевшим нужно предъявлять тому, кто украл аппараты, а не оператору.

Госдума отклонила законопроекты, внесенные парламентариями Свердловской и Пермской области. Даже Правительство России указало, что создание и ведение реестра похищенных телефонов может привести к трудностям в проведении оперативно-розыскных мероприятий: «Считаем обоснованным сохранить действующий порядок, в соответствии с которым операторы связи имеют право приостанавливать оказание услуг связи на основании мотивированного решения руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (в т.ч. милиции)», – заявил вице-премьер Александр Жуков.

По оценкам МВД, около четверти всех используемых в России «мобильников» имеют криминальное прошлое (в продаже ворованных трубок – порядка 10 процентов). Если такая база будет создана, то операторы могут потерять большую долю доходов.

Павел Нетупский,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях