Даже в нынешнем невероятном гастрольном весенне-летнем марафоне (Питер посетят 20 суперзвезд за два месяца!) концерт Роджера Уотерса на Дворцовой площади стал событием. Дело не только в масштабе личности экс-лидера «Пинк Флойд» и не в его грандиозном шоу, а еще в том, что впервые была опробована модель «платно-бесплатного» концерта на Дворцовой.
Общедоступные концерты проводятся на главной площади Петербурга в большом количестве, звездные шоу за немалые деньги – тоже нередки. Но такого, чтобы билеты продавались только в «сидячий» VIP-партер (стоили от 3 до 15 тысяч рублей), что-то не припомнить. А «стоячий» партер (проще говоря, все остальное пространство площади) по случаю Международного экономического форума было решено сделать бесплатным. В результате зрители по обе стороны оцепления оказались вполне довольны.
Богатые, или те, кто по случаю приезда кумира юности решил потратить накопленные сбережения, гордо восседали вблизи сцены. А те, кто остался за барьером, считали «сэкономленные» деньги и вполне довольствовались качественным звуком и четким изображением на видеоэкранах… Да и сам Роджер Уотерс, назвавший одной из главных проблем современного мира пропасть между богатыми и бедными, был явно удовлетворен своим внезапным визитом на Дворцовую (концерт не входил в уже завершившийся европейский тур, «всплыл» неожиданно, опять же по случаю экономического форума).
Музыканты вышли на сцену в 21.07, но часом ранее на большом «заднике» сцены возник слайд с изображением старенького радиоприемника, стакана, бутылки виски (этикетка была повернута обратной стороной, чтобы не возникло подозрений в продакт-плейсменте!). Играла какая-то ностальгическая музычка. Вдруг «слайд» ожил, в нем возникла рука с сигаретой, покрутившая ручку радиоприемника и налившая виски в стакан. После рок-н-ролла рука появилась вновь, поискала другую музыку, наткнувшись на «АББу», быстро отвергла ее и нашла что-то более душевное. Потом еще несколько раз на протяжении концерта эта радиокартинка оживала, но, к сожалению, была потеряна в обойме «флойдовских» хитов во втором отделении.
Несомненно, Уотерс заложник своих гениальных творений начала 70-х. Весной этого года исполнилось 25 лет со дня выхода альбома «The Dark Side Of The Moon», что был признан едва ли не самым великим за историю рок-музыки, продержался 310 недель в британских и 741 неделю в американских чартах, но при этом смертельно надоел самому Роджеру… Однако, ничего не поделать: вырастают все новые поколения желающих послушать именно «Темную сторону Луны» и в упор «не слышат» новые творения лондонского композитора и поэта. И уж все зрители, стар и млад, жаждут видеть полет свиньи, как венец легендарного «флойдовского» шоу…
Как звезда не только рок-н-ролла, но и большого шоу-бизнеса, Уотерс не может уйти от наскучивших атрибутов, но, как человек по сути творческий, он пытается улучшить качество своего продукта – и в музыке, и в визуальной подаче. Его нынешний бэнд из 11 инструменталистов и вокалистов на сцене звучит намного слаженней, чем «Пинк Флойд» в золотые годы. А клавишники, гитаристы у Роджера поют хиты PF и играют соло лучше, чем Гилмор и Райт, причем «снимая» их же манеру и тембры. Бесподобно и трио темнокожих бэк-вокалисток, каждая из которых и в вокале, и внешне достойна громкой сольной карьеры. Что касается шоу Уотерса, то, на первый взгляд, оно остановилось в своем развитии, и действительно давно не является самым дорогим и пафосным в мире (как было в золотые деньки PF). Чудес пиротехники не так много, и она не блещет новыми эффектами, лайт-шоу весьма традиционно, на заднике-экране, в основном, крутят кино. Правда, кино на любой вкус: и черно-белое, и художественное, и документальное (с картинками Сталина, Мао, Никсона и супругов Буш), психоделическое и реалистическое. С PF всегда охотно работали и самые знаменитые кинорежиссеры, и молодые экспериментаторы, так что «кина» на концерте хоть отбавляй…
Но, сделав акцент на качество, Уотерс в шоу образца 2008 года добивается почти пластиночного, студийного звучания на концерте на площади, а это дорогого стоит. Хотя именно в самых сложных вокально композициях скептикам почудилось, что голос Роджера звучит уж очень ровно и ярко, и возникла мысль: неужели артист в каких-то фрагментах подстраховался фонограммой? Но если даже и так, то кто осудит 64-летнего певца, дающего трехчасовые шоу под открытым воздухом! Как бы то ни было, но даже у Маккартни и «Роллинг Стоунз», не говоря уже об Элтоне Джоне, звук на Дворцовой «гулял», как ему заблагорассудится, был забойно-некомфортным. А у Уотерса было все слышно даже в бесплатном стоячем партере, в самых далеких уголках Дворцовой. И все было хорошо видно, потому что качество киноэкрана на заднике отменное (плюс повезло с погодой, так как не было солнечных лучей!). К тому же с музыкантами работает суперпрофессиональная команда операторов. Они успевают за каждым инструменталистом, делают ставку на крупные планы, показывая лица и руки, что зрителям очень нравится…
Находкой в концертных шоу можно считать сочетание кинокартинки с живыми спецэффектами. Вы смотрите сцену боевых действий на экране, и вдруг на сцене как что-то шарахнет, взорвется! Так было не раз, и всякий раз впечатляло. А вот попытка добиться эффекта «долби-сэрраунд» в звуке показалась неудачной. Время от времени в звуковых динамиках, установленных глубоко в партере, вдруг возникали крики чаек, пение птиц, хохот и голоса, но происходило это вне логики концерта, и публика испуганно вздрагивала. А в антракте какой-то умник включил в этих динамиках бесконечную фонограмму журчания ручейка, видимо, не догадываясь, что в России беда с туалетами. Несчастная публика, купившая дорогущие вип-билеты, и так томилась в очередях в редкие кабинки синего цвета, а тут еще в динамиках издевательски журчал ручеек.
В 22.20 в воздух запустили легендарную надувную свинью, которую, судя по надписи, в Питере окрестили «Марусей». Уотерс ломал голову: что же такое написать на свинье в России, чтобы не в бровь, а в глаз. В итоге родилось несколько фраз: «За нашу и вашу свободу», «Не плачь, не бойся, не проси» («не бойся» выделили красным!), а также «Зенит – Глазго 2:0», «Атас»... В то же время в толпе зрителей были замечены свои надувные свинки, размерами не столь внушительные, но с лозунгами не менее боевыми. Например, с таким: «Выборы без выбора». Державшие их в руках меломаны улыбались и совсем «не боялись» репрессий охранников… «Марусю» же минут пять таскали по всей Дворцовой, а когда отпустили на волю, она улетать не спешила, надолго зависла в воздухе, пока, наконец, не взяла курс на Константиновский дворец.
Кстати, ожидаемого сверхнаплыва высоких гостей экономического форума на концерт не последовало. По сообщениям официальных информагентств, среди любителей культовой группы оказались губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко с сыном Сергеем, глава компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска с женой Полиной, сверкая белыми кроссовками прошел владелец «Челси» Роман Абрамович с подругой Дашей Жуковой (яхта миллиардера была в это время припаркована неподалеку на другой стороне Невы), а также министр финансов РФ Алексей Кудрин с семьей и несколько экс-министров, в частности, Алексей Починок и Герман Греф. В отличие от концерта «Роллинг Стоунз» на Дворцовой, где сильные мира сего восседали на всеобщем обозрении, на высокой трибуне, на сей раз олигархи и министры держались скромно, внимания на себя не оттягивали… Неужели и впрямь пришли хорошую музыку послушать?
Основу публики опять (вслед за недавними концертами Боба Дилана, «Кисс») составляла мужская аудитория. В сидячем партере собрались, в основном, те, кто слушал «Темную сторону Луны» в юношеском возрасте, а в рядах бесплатной публики было немало молодежи. И все-таки, надо признать, что золотые дни, когда молодежь считала «Пинк Флойд» лучшей и любимой группой, канули в Лету. В отличие от той же группы «Скорпионз», на которую юная поросль до сих пор валом валит, Роджер Уотерс перешел в разряд ностальгических героев.
Похоже, и сам мудрый музыкант сознает это. Но на пенсию не собирается. В свое время именно Роджер объявил о распаде «Пинк Флойд», после чего начал сольную карьеру. Как известно, остальные музыканты во главе с Дэвидом Гилмором не согласились с мнением своего лидера и отсудили свое право продолжать называться по-старому, продолжив выпускать пластинки и гастролировать. Потом и они прекратили существование как единый проект… И что же теперь? В Питере, отвечая корреспонденту «Фонтанки» на вопрос, возможно ли воссоединение «Пинк Флойд» в оригинальном составе, Уотерс воскликнул, что он «за» обеими руками, а камень преткновения в уставшем от гастролей Гилморе. Другими словами, будущее своей музыки гость экономического форума видит в… прошлом, понимая, что его личный проект давно «уперся в потолок», а вот возвращение классического состава «Пинк Флойд» с новым гастрольным туром (а то и с новым альбомом, новым шоу!) способно взорвать музыкальный мир… И кто же из поклонников классического PF против!
Михаил Садчиков,
Фонтанка.ру
Классический «Пинк Флойд» еще сыграет на Дворцовой?
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ