“Исчезающий Петербург” предлагается увидеть посетителям выставки, которая открылась в Центре книги и графики. На нее отобраны работы 88 человек – живопись, графика, фотография, объекты. «Ни возраст, ни направление, ни степень известности значения не имели. Важно было только одно – автор должен любить Петербург, все произведения отобраны по этому критерию», - объясняют организаторы.
Выставка «Исчезающий Петербург», открывшаяся сегодня в Центре книги и графики и посвященная вполне мирной теме – историческому облику города, стилизована в духе «диссидентских восьмидесятых». То ли борьба за сохранение культурного наследия в нашем городе неизбежно приводит к противостоянию властям, то ли причина в чем-то еще, но экспозиция полностью повторяет стиль знаменитых квартирных выставок тех лет.
«Здесь все, как на давних диссидентских выставках – небольшое помещение, картины маленького размера, «живые» окна, которые составляют часть экспозиции, и точно такая же атмосфера, и такие же одухотворенные лица, - обрадовался художник Анатолий Заславский. – Не хватает только водки и свечек на полу, чтоб картина была полной».
Посетители тоже вполне соответствуют мятежному духу давних квартирных выставок – «филармонические» бабушки, чудом пережившие все невзгоды постсоветского периода, бывшие «англетеровцы» и завсегдатаи «Сайгона», студенты Академии художеств и Мухинского училища, а также «новые диссиденты» – активисты движения «Живой город». Иллюзии полного сходства во время открытия помешало добиться только присутствие прессы – правда, сами журналисты чувствовали себя вполне свободно.
Протестная стилистика выставки, по мнению Александра Марголиса, сопредседателя петербургского отделения ВООПиК, предопределена глубинными причинами. «Помните, почти сто лет назад было создано общество «Старый Петербург»? Это ведь тоже были диссиденты, которые боролись против варварской застройки города новыми хозяевами жизни. Правда, тогда процесс разрушения Петербурга остановила сама жизнь – случилась революция семнадцатого года. Потом в эпоху Кирова десятками взрывались великолепные церкви, но и этот процесс был остановлен – настала Великая Отечественная война. В восьмидесятых, когда разрушение города активизировалось – началась перестройка и тоже остановила процесс», - дальше проводить аналогии Александр Марголис не стал. Но напомнил: «Перестройка в нашем городе, и только в нем, началась именно с защиты культурного наследия. Вначале горожане отстояли дом Дельвига, потом был «Англетер», который мы, правда, не отстояли, но волна народного возмущения была настолько сильна, что смела ту власть полностью».
Впрочем, выставка и задумана как своеобразная акция протеста. «Мы не можем ложиться под бульдозеры и вставать под ковши экскаваторов, мы боремся теми средствами, которые у нас есть – пишем картины, сочиняем музыку, слагаем стихи. Мы протестуем против уничтожения нашего города доступными нам силами», - пояснил организатор выставки Владимир Загоров-Толстой. «Сейчас уже все творческие союзы выразили свое мнение о том, что происходит с нашим городом, - добавляет Татьяна Лиханова, также входящая в оргкомитет. – Мы решили помочь художникам высказаться и выбрали тот способ, который им наиболее близок».
Идея организовать подобную выставку принадлежала художнику Ирине Анниной. «Я живу в Коломне, и мне становится страшно, когда я вижу, как меняется мой город. Я хочу, чтобы мы сохранили хоть что-то, что еще можно сохранить», - рассказывает она. Всю предварительную работу по отбору экспонатов выполнили Владимир Загоров-Толстой и Ирина Аннина. «Мы были вынуждены жестко ограничить количество участников, - сожалеет Загоров-Толстой. – Но мне было очень приятно узнать, что в нашем городе нашлось столько людей, искренне и глубоко влюбленных в Петербург».
На выставку отобраны работы 88 человек – живопись, графика, фотография, объекты. «Ни возраст, ни направление, ни степень известности значения не имели. Важно было только одно – автор должен любить Петербург, все произведения отобраны по этому критерию», - рассказывает Владимир Загоров-Толстой. На стенах небольшого выставочного зала рядом с работами маститых художников и фотографов – Ольги и Александра Флоренских, Владимира Шинкарева, Артура Молева, Виктора Тихомирова, Андрея (Вили) Усова и Александра Китаева соседствуют и никому не известные работы молодых – Аллы Давыдовой и Оксаны Девочкиной, Елены Игнатовой, Екатерины Подражанской, Фомичевой Насти и других. Все работы объединены одним – во всех отражена тема Петербурга.
Представлены на выставке и картины из коллекции Николая Благодатова. «Я благодарен организаторам за эту возможность – думаю, что авторы этих работ с удовольствием присоединились бы к участникам, просто они, к сожалению, уже не могут этого сделать, - объяснил свое отношение к проекту коллекционер и грустно прибавил - Почему-то выставка, которая должна была бы быть солнечной и лучезарной, приобрела трагический оттенок. Эти прекрасные работы – напоминание о том, чего уже нет и никогда не будет. Я смотрю на картину Морева «Улица Розенштейна» и понимаю, что этой улицы больше не существует. Осталась только картинка».
«У нас неожиданно получился портрет абсолютно непарадного Петербурга. Вдруг выяснилось, что художников почему-то абсолютно не вдохновляет Эрмитаж и прочие известные памятники архитектуры. Но зато они влюблены в малоизвестный город - картины и фотографии передают обаяние того Петербурга, который мы теряем с катастрофической быстротой, обаяние дворов-колодцев, улочек Коломны, даже трамваев – они ведь тоже были неотделимы от нашего города и тоже почти исчезли. Именно в этих непарадных улицах и дворах и заключается та неповторимая душа Петербурга. Выставка была бы очень полезна для наших властей – если б они вдруг ее посетили, они бы, может быть, оценили бы красоту этого города и поняли, наконец, значение рядовой фоновой застройки!» - мечтательно размышляет Татьяна Лиханова. «Наши правители не со зла разрушают Петербург, - надеется Анатолий Заславский. – Просто они лишены очень важного органа – органа любви к городу». Правда, предположить, что выставка может оказать на администрацию города хоть какое-то влияние, художник не рискнул.
Экспозицию дополняют фотографии современного Петербурга, предоставленные «Живым городом», - желающие могут сравнить город исчезнувший с городом обретенным. Можно, например, полюбоваться на картину Олега Фронтинского «Туча над Васильевским» (2003 год) и сравнить ее с панорамой набережной Лейтенанта Шмидта (2007 год), сопоставить изображение стадиона Кирова, сделанное в восьмидесятых годах группой художников «Арефьевского круга» с фотографией 2006 года. Замечательную пару составляют и работа Александра Флоренского «Пейзаж с «Авророй» (2006 год) с панорамой Петровской набережной (2007 год) – высотную доминанту на снимке образует комплекс «Аврора». Новая Голландия, тополя на Васильевском острове, набережная речки Смоленки – графическое изображение того, что уже никогда не вернется, соседствуют с фотографическим изображением того, что город получил взамен.
Выставка, как говорят организаторы, не последняя, это – только начало большого проекта борьбы художников за «Петербург, который мы вот-вот потеряем». «Петербург – единственный в мире город, в котором люди способны выйти на улицы ради сохранения культурного наследия, - надеется на «волшебную силу искусства» Александр Марголис. – Этот проект надо продолжать». И на вопрос «А удастся ли спасти хоть что-то?» оптимистично отвечает: «Обязательно удастся».
Этим же – креативным путем – намеревается идти теперь и часть «Живого города». «Митинги и пикеты – это, конечно, хорошо, - считает Елизавета Никонова. – Но должны быть и какие-то другие методы». В июне «Живой город» намеревается провести свою собственную выставку в одном из художественных салонов Петербурга. Тематика выставки пока не разглашается.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру