Скандал вокруг аквапарка «Вотервиль» не научил руководство этой и иных компаний уважать потребителей. Согласившиеся покататься на водных горках должны будут, отдавая немалую сумму за билет, подписаться под условиями, согласно которым аквапарк «не несет ответственности», а потребитель всегда и во всем обязан.
В частности, посетители могут лишиться всех ювелирных украшений, кошелька и документов. Причем условия использования парка водных развлечений, принадлежащего ООО «Гостиничный комплекс «Прибалтийская», никто не скрывает – они размещены на официальном сайте . Вот только вряд ли их кто-нибудь читает. Поменять условия нельзя – кто не хочет рисковать имуществом и здоровьем, может только отказаться от посещения «Вотервиля».
Не прячьте ваши денежки
Правила, по уверению руководства парка развлечений, «обеспечивают хорошее настроение и безопасный отдых Вам и Вашим близким». В частности, для «улучшения эмоций» клиентов администрация заявляет, что «не несет ответственности за сохранность личных вещей и ювелирных украшений, оставленных в гардеробе, индивидуальных шкафчиках, в сейфовых ячейках на стойке кассиров-портье». Понятно, что с документами и деньгами в воду никто не пойдет, а купаться, имея на себе металлические украшения, запрещено теми же правилами (опять же в целях безопасности). Зато в случае утери ключа от индивидуальной сейфовой ячейки с посетителя могут взыскать штраф.
Фотоаппарат тоже с собой брать не стоит – правила категорически запрещают любую фото- и видеосъемку посетителями, даже для личного пользования. Хотя в большинстве западных аквапарков никто не пытается ограничить, например, родителей, желающих запечатлеть на память плещущихся в бассейне детей. Гиды напоминают туристам «не забудьте камеры», а в холлах нередко даже оборудованы фотолаборатории.
Не несет аквапарк и ответственности за свои обещания предоставить полный комплекс указанных услуг: «В случае возникновения непредвиденных технических неполадок аттракционов, и как следствие, невозможности их использования, снижение цен на время пребывания в парке водных развлечений не осуществляется». То есть в любой момент администрация может закрыть все горки и о возврате суммы, уплаченной за целый день, можно будет забыть.
Правила для лохов
Насколько законны такие условия?
При обнаружении недостатков оказанной услуги (в данном случае – отсутствия возможности воспользоваться отдельными или всеми аттракционами) закон РФ «О защите прав потребителей» гарантирует право требовать соответствующего уменьшения цены. Даже сам факт указания в правилах противоречащего законодательству и ущемляющего права потребителя условия является основанием для наложения на ООО «Гостиничный комплекс «Прибалтийская» административного штрафа.
Также законодательство обязывает организацию возместить владельцу сданной в гардероб (или иное аналогичное место) вещи ее стоимость в случае утраты. Причем независимо от того, осуществляется ли хранение на платной основе или безвозмездно. Надписи «за вещи, сданные в гардероб, администрация ответственности не несет», по оценке юристов, рассчитаны на не осведомленных о своих правах граждан.
Обычаи делового беззакония
Увы, указание в договорах различных хитроумных условий, фактически освобождающих компании от любых обязательств, практикует множество компаний. Расчет идет как на правовой нигилизм, осуждение которого стало чуть ли не краеугольным камнем в политике нового президента России Дмитрия Медведева, так и на нежелание подавляющего большинства потребителей реально отстаивать свои права в суде.
Например, авиакомпания «Трансаэро» активно рекламирует продажу электронных билетов (e-tickets), которые заказываются и оплачиваются исключительно через ее интернет-сайт. Но мало кто из пассажиров обращает внимание на условия его использования, согласно которым авиакомпания «ни в коем случае не несет ответственности за любой прямой, косвенный, специальный, штрафной, образцовый или вытекающий урон любого рода ... в том числе в рамках договорной, гражданской ответственности (включая проявления халатности) или на иных основаниях».
Подобное игнорирование элементарных прав потребителей далеко не отечественное изобретение. Тот же Microsoft в гарантийных обязательствах указывает, что не несет ответственность за ущерб компьютеру, информации и др. имуществу пользователя, который мог быть нанесен использованием легального программного комплекса. Но даже если происшествие и не подпадает под указанные ситуации, американская корпорация в гарантийном талоне ограничила свою ответственность пятью долларами США. Это общие условия крупнейшего мирового производителя программного обеспечения.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
В зоне водной опасности
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ