У абонентов ПТС появилась возможность отсудить необоснованно начисленные суммы за разговоры по межгороду или при «повременке». Официально признано, что аппаратура учета может ошибаться, определена даже величина допустимой погрешности. Но клиентам, скорее всего, придется доказывать свою невинность.
Министерство информационных технологий и связи России впервые утвердило как нормативный правовой акт "Правила применения аппаратуры повременного учета продолжительности соединения". Они уже прошли регистрацию в Минюсте и в ближайшее время должны быть официально опубликованы.
Не ошибается тот, кто не считает
Владельцев домашних и офисных телефонов могут заинтересовать два пункта этого сложного документа. В одном из них определено, что вероятность неправильной работы системы, выражающейся в том числе в недостоверном определении номеров вызывающих абонентов, не должна превышать 10 в -4 степени. Это означает, что применяемую аппаратуру признают годной, если на 10000 звонков она совершает только одну ошибку. Погрешность определения времени разговора может достигать одной секунды.
Очень часто даже такие ничтожные ошибки могут оказаться решающими. Например, когда добросовестный абонент с удивлением видит счет на несколько тысяч рублей за якобы совершенный с его квартирного телефона часовой звонок в далекую неведомую страну. Даже если к линии никто не подключался пиратским образом и аппаратура АТС работала исправно, то не исключено, что этот звонок и мог оказаться тем допустимым сбоем. Так же как и с длительностью разговора: по закону первые 5 секунд разговора со стационарного телефона не тарифицируются (по статистике ОАО «Северо-Западный Телеком», такой длительностью совершается около 1,5 процентов всех вызовов).
В пресс-службе крупнейшего телефонного оператора региона пояснили, что погрешность может быть как в сторону увеличения, так и в сторону его сокращения: соединение длительностью 5 секунд может быть зафиксировано либо как 4 секунды, либо как 5, либо как 6. «С учетом данного допущения, для того, чтобы на 100% гарантировать, что соединение не будет учитываться в общем объеме оказанных услуг, абоненту необходимо разговаривать не более 4 секунд», - поясняет начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Северо-Западный Телеком» Татьяна Николаева.
Презумпция виновности
Однако телефонисты не отрицают, что сбои, в том числе в определении номера, могут быть. «Каждый абонент вправе обратиться к оператору с претензией, - разъясняет Татьяна Николаева. - Если он сможет доказать, что с телефона или другого оконечного устройства соединения не было совершено, или соединение было другой продолжительности нежели в информации к оплате, его претензию удовлетворят».
По ее словам, новые правила касаются только аппаратуры, установленной на аналоговых АТС. Цифровые станции, на которых функция повременного учета выполняется встроенными программными средствами, позволяют измерять длительность соединений с более высокой точностью. Доля аналоговой номерной емкости в ОАО «СЗТ» в настоящее время составляет около 40 процентов и будет постоянно сокращаться.
В настоящее время, в том числе благодаря внедрению новых технологий, бум жалоб потребителей уже спал. В конце 90-х, по словам одного из топ-менеджеров оператора, в день предъявлялось до полутора тысяч претензий. Но увы, политика телефонистов и судебная практика подтверждает, что именно абонентам приходится доказывать, что они не звонили в далекие страны. Причем суды чаще всего принимают на веру компьютерную распечатку, якобы полученную из системы учета, но проявляют чудеса изобретательности, отвергая доводы добросовестных и чаще всего несчастных абонентов.
Например, суд признал доказанными факты звонков, совершенных в дни, когда сам оператор отключил телефон за неоплату. В другом случае Президиум Санкт-Петербургского городского суда отменил принятое в пользу абонента решение, указав, что вывод о доказанности абонентом отсутствия у него компьютера «не имеет правого значения для рассмотренного спора, поскольку пользование услугами интернета происходило через телефон ответчика» (то есть гражданин якобы работал в сети без компьютера или иных технических средств).
Новые правила так или иначе подтверждают, что аппаратура телекоммуникационных компаний, имеющая все сертификаты и подтверждения, далеко не безгрешна. И каждый десятитысячный или даже стотысячный вызов может оказаться ошибочным.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
АТС лишили невинности
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ