Во вторник в Галерее экспериментального звука на Пушкинской, 10, сыграла свой первый питерский концерт костромская группа «Комба-Бакх». Шумиха, которая поднялась вокруг этой группы в рунете, превратила провинциалов в гастролеров.
Популярность костромских «православных хип-хоперов» поражает: в блогах о них спорят, тексты разбирают на цитаты. Схема примерно та же, что и с другим новоиспеченным гастролером – Петром Наличем, а если копнуть глубже, можно припомнить и Лили Аллен, и группу Arctic Monkeys, прославившихся с помощью сервиса MySpace. Музыкант сидит себе дома, часто в глухой провинции, пишет музыку, выкладывает записи в интернете, зачастую не помышляя о славе и богатстве. Потом кто-то натыкается в сети на эти записи, шлет ссылку другу, тот – другому… Адресованная другу, ходит песенка по кругу! Увидит юзер дурашливый клип, сделанный «на коленке», набредет на страничку, где можно свободно скачать песни, прочтет в блоге авторитетного музыкального критика о забавной группе, и потом вдруг выясняется, что по количеству прослушиваний, то есть реальному показателю популярности, костромской парень заткнул за пояс Диму Билана и Филиппа Киркорова.
Однако между реальным образом и виртуальным – огромная разница. Как между фотографией и человеком… Если Налич «взял» публику цыганскими напевами и юморными песнями про «Гитар-гитар» и чаек, то у «Комба-Бакх» ситуация посерьезней. Музыканты «берут» аутентичностью – читают тексты не про братву и трудное детство, и даже не про Филиппа Дика и борцов со злом, как их «оффлайновые» коллеги, а про грехи наши тяжкие, про то, что всем надо покаяться. «Не надо мне почести и славы не надо… Дайте мне то, что надо для вашего брата».
Помнится, группа «Кровосток» когда-то очередной мрачный текст про пистолеты и бандитское прошлое начинала с закольцованного сэмпла из обращения патриарха: «Вспоминаем и молимся». Но слушателям, привыкшим к «Кровостоку» и вообще к иронии, придется перестраиваться: «Комба-Бакх» - это уже не шуточки. Если верить арт-критикам, у нас «новая серьезность» на дворе. Как говорят сами музыканты, «мы читаем не рэп, а морали». В этом и кроется секрет онлайновых героев: мучаешься, пытаешься понять, что же «зацепило» народ, а приходишь на концерт, и понимаешь, что все проще простого. Дурашливая, но качественная попса песенки “Smile” Лили Аллен, как выясняется, «цепляет», потому что ее исполнительница – не пергидрольная курица, а панк-девица с бутылкой водки в кармашке сарафана. Петр Налич берет публику вовсе не шуточками и ломаным английским, как может показаться после клипа «Гитар», а романтическими балладами.
«Комба-Бакх» оказалась твердым орешком в этом поколении музыкантов 2.0. После прослушивания пары песен (на большее времени обычно не хватает) может создаться ощущение, что ребята из Костромы шутят, читая свои православные тексты. Но на концерте видишь вовсе не попов в скособоченных бейсболках и диджеев, а милых юношей, причем, не только начитывающих в микрофон тексты, а поющих. Они называют себя «братками», обнимаются и голосисто поют про то, как надо жить в добре.
Давно в камерном ГЭЗе, заставленном пластиковыми стульями, где концерты часто проходят чуть ли не без публики, такого столпотворения не было. И пришедшие не мигрировали с пивом по залу, а сидели и слушали, как завороженные. А ведь на сцене играли не легенды рока, а совсем молодые еще ребята.
Состав группы менялся буквально в процессе выступления – то десять человек, то двое. В репертуаре обнаруживались, кроме песнопений про «Грешного человече» и «Гордыню», еще и разложенный на несколько голосов вариант цоевской песни «Следи за собой», и даже вариации на темы отечественной эстрады. «Комба» перекладывает на язык улиц христианские заповеди, смешивает народные мотивы с текстами про Черепашек-ниндзя, а в музыке мешает регги, ска, хип-хоп и вообще все ритмичное и ударное. Лидер группы (кстати, сын священника) одной оброненной фразой объяснил суть своей музыки: «Я родился в один день с Бобом Марли, в день Иоанна Кронштадтского». Выражаясь пафосно, русская идея, по крайней мере, для молодежной аудитории, обнаружена! Вернее, ей найдено адекватное место в современной музыкальной культуре: православные напевы в сочетании с регги и Человеком-Пауком - обаятельная музыка и в меру патетические тексты. Конечно, всем уже поднадоели дискуссии о поисках национальной идеи, но если она придет из глубинки, из интернета – ничего странного не будет. Откуда еще браться хорошей музыке – не из останкинской же «Фабрики звезд»!
Иван Чувиляев,
Фонтанка. ру
«Комба-Бакх»: из рунета в гастролеры
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ