Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество До матрицы – полшага

До матрицы – полшага

286

Мне «в контакт» пришло письмо от имени одного из моих друзей. В письме была ссылка, которая заражает компьютер вирусом, вызывающим ненависть к этой популярной социальной сети вообще и ее создателю Павлу Дурову в частности. Друг мой ни при чем – его ноутбук подхватил червя чуть раньше и тоже «в контакте». Самый успешный сетевой проект подвергся атаке в режиме жесткого черного PR. Неужели конкуренты решились на войну?

«В контакте» и другие социальные сети устроены таким образом, что письмам друзей ты можешь доверять. Если друг счел ссылку достойной, почему бы на нее не кликнуть? Вечером в пятницу выяснилось, что письма с заразной ссылкой рассылают не друзья, а вредоносный вирус. Если идешь по ней, то "червь" поселяется в твоем компьютере, находит пароль от твоей странички «Вконтакте» и дальше внутри социальной сети от твоего имени рассылает по друзьям ссылки на сайт, где можно заразиться.

Пока нет точных данных о том, сколько компьютеров заражены. Это станет понятно в ближайшее воскресенье. Вредоносная функция вируса в том, что в 10 утра 25 числа каждого месяца на монитор будет выведено следующее сообщение: «Павел Дуров. Работая с "ВКонтакте.РУ" Вы ни разу не повышали свой рейтинг и поэтому мы не получили от Вас прибыли. За это Ваш компьютер будет уничтожен! Если обратитесь в милицию, то сильно пожалеете об этом!». Одновременно с появлением сообщения начнется удаление с диска C всех файлов – за несколько минут пользователь может лишиться всей информации, которая хранится на его компьютере.

Чем это чревато – понятно каждому, у кого есть компьютер. Ясно и то, какую бурю негативных эмоций вызовет у пострадавших последняя надпись на экране. Из нее ведь следует, что уничтожение информации – это наказание за недостаточно активное использование самой популярной в России социальной сети. Откровенный черный PR, попытка дискредитировать «Вконтакте», внедрить в массовое сознание тезис: «Пользоваться этой социальной сетью опасно».

Кому может быть выгодна PR-атака на эту социальную сеть? Например, конкурентам.

Сейчас в рунете кроме перешедших порог в 12 миллионов пользователей vkontakte.ru и odnoklassniki.ru, древней по интернет-меркам блоговой сети livejournal.com, появились больше десяти аналогов. Наиболее известные: moikrug.ru и moimir.ru, привязанные к поисковикам и бесплатным почтовым сервисам. Прямо сейчас идет мощная рекламная кампания vspomni.ru. Социальные сети – прибыльный бизнес, раз инвесторы новых проектов закачивают миллионы в их телевизионную рекламу. Неудивительно, что кому-то из них пришла в голову мысль ослабить лидера рынка – «Вконтакте». Ослабить так, чтобы испуганная вирусной атакой часть его аудитории перетекла к новым операторам.

Кстати, на заказчика атаки может косвенно указать рекламное сообщение из серии: «А вот в нашей сети такая атака невозможна, благодаря…». Если такой тезис будет озвучен, ставлю десять к одному, что именно на воре загорелась шапка. При этом неправдоподобна версия о том, что это был «самозаказ» – не могу при всем желании найти ответ на вопрос: «Зачем»? Зачем привлекать негативное внимание, если аудитория проекта и так прирастает почти по миллиону пользователей в месяц?

Гораздо интереснее то, что даже самый жесткий черный PR против лидера социальных сетей и возможные «ответки» в адрес конкурентов (даже полномасштабная вирусная война между ними) вряд ли отвратят пользовательские массы от этого занятия. Ведь рекламный спам или рассылка вирусов в обычной электронной почте не привели к тому, что мы перестали ею пользоваться. Так же, как с повальным распространением сифилиса в 20-м веке или ВИЧ в 21-м не исчезли внебрачные половые связи.

Люди будут и дальше пользоваться социальными сетями. Главное отличие «одноклассников» и «Вконтакте» от более ранних сетей (позволившее сделать их такими массовыми) – это переход от псевдонимов, ников, к реальным именам и фамилиям пользователей. Каждый зарегистрировавшийся в них получил возможность бесплатно и без особого труда или навыков создать персональную страничку в интернете, иметь собственную виртуальную личность, общаться с сотнями разбросанных по миру и почти забытых друзей-приятелей, романтических историй и одноклассников-однокурсников.

Виртуальная личность – это убежище от неласковой объективной реальности, от ее информационного поля, искаженного чернухой и ура-пропагандой. Посмотрите, какие фильмы сегодня имеют успех в широком кинопрокате: многочисленные «дозоры» и «властелины», «пираты», «легенды-роботы», «хроники» и прочие волшебные сказки. Люди стремятся убежать от реальности – в волшебство фильмов и компьютерных игр, или в общение только с приятными им виртуальными личностями – в социальных сетях. И чем больше окружающая реальность будет отличаться от того, что показывают по телевизору, чем больше трудностей будет в реальной жизни людей, тем больше их сбежит в социальные сети.

Рискну предположить, что реальность и дальше будет теснее большинству людей, чем виртуальные возможности социальных сетей. Тогда вполне логично предположить, что скоро социальные сети начнут расширять свою ассортиментную линейку. Все больше жизненных функций будет дублироваться в глобальной сети. Надежные платежные средства в интернете уже появились, рабочие места тоже есть. Потом по аналогии с обычной жизнью появятся социальные ранги, образовательные, языковые и профессиональные страты, возможность жениться и воспитывать в рамках сети виртуальных детей – производные от двух «взрослых» виртуальных личностей. Появятся свои «региональные» и «федеральные» выборные руководители, общественные деятели (интернет-авторитеты есть уже сейчас, а блоггеры котируются именно по числу друзей у их виртуальных личностей). Кстати говоря, тут никто не мешает виртуальным людям проводить по-настоящему демократическую политику и выборы. А денег, если так дальше пойдет, в сети будет ненамного меньше, чем в реале.

Довольно скоро человек будет иметь возможность прожить свою жизнь примерно пополам – частью в реале, частью в социальной сети. Причем определять, где именно проживать бОльшую ее часть, будет он сам. Думаю, что объективная реальность рано или поздно начнет проигрывать. Ведь если измерять время, которое сегодня офисные работники проводят «в контакте», это уже серьезная величина. До киношной матрицы осталось полшага.

Андрей Смирнов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях