В Министерстве внутренних дел для сотрудников ГИБДД придумали новую инструкцию. Впрочем, назвать ее должностной - слишком просто для данного документа. Это так называемый Административный регламент. Как же должны теперь общаться сотрудники дорожной полиции, как себя вести и что делать, разбирался корреспондент «Фонтанки».
Серьезный документ на 111 страницах до мельчайших деталей расписывает буквально каждый шаг сотрудника ГИБДД, работающего на дороге. Впрочем, если что-то позабудется, - сам регламент, и все основные положения, и основная справочная информация должны располагаться на сайтах территориальных управлений Госавтоинспекции. Кстати, регламент еще раз напоминает, что, в соответствии с действующим законодательством, свое представительство во всемирной паутине обязано иметь если не каждое местное управление ГИБДД, то УВД — в обязательном порядке. Обратиться к важному документу за необходимыми сведениями и инспектор, и любой желающий могут на стационарных постах ДПС или же в Дежурных частях. Информация в нем есть для всех и каждого - от рекомендаций до основных бланков документов и даже жестов регулировщика.
«Правильный» инспектор
Итак, как должен вести себя идеальный инспектор в соответствии с новым этикетом. Остановив транспортное средство, он должен максимально быстро подойти к машине САМ. Обратиться в вежливой форме к водителю, обязательно обращаясь к нему на «Вы». Представиться, назвав свою фамилию и звание. Кратко объяснить суть нарушения. Если в салоне есть дети, то о нарушении следует говорить, «по возможности, так, чтобы дети этого не слышали». Рекомендовано беречь и психику взрослых: «Если нарушитель на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться, и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий». По первому же требованию нужно предъявить и свое служебное удостоверение. Впрочем, пьяным, а также угрожающим общественной безопасности и людям, находящимся в беспомощном состоянии, документа можно не показывать.
Если дело доходит до штрафа, то, при получении документов от водителя, их надо проверить. А вдруг гражданин случайно забыл там деньги или иные ценные бумаги? В этом случае документы необходимо вернуть и вежливо попросить забрать все «лишнее». Неподходящими оказываются и любые иные «подарки». От них следует отказаться. А с подозрительными лицами новый регламент рекомендует общаться при помощи спецтехники — аудио или видеозаписи. Делать запись инспекторов не обязывают — только по личному усмотрению. Это такой «наш ответ Чемберлену» - многие автолюбители теперь ставят камеры на приборную панель и записывают свое общение с обладателями полосатых палочек. Инспектор вправе фиксировать свое общение с водителем, предупредив его об этом. Так что в ГИБДД тоже готовы побороться за честь мундира. Мол, не мы плохие, это нас провоцируют. Дело в том, что в последние месяцы, аккурат после введения поправок в Административный кодекс, российскую блогосферу сотрясали споры относительно того, как бороться со взяточничеством на дорогах. Особо рьяные водители объединились даже в «летучие отряды» и «за руку ловили» нарушителей в погонах. В их арсенале тоже есть видеокамеры и диктофоны. Теперь на интернет-сайтах они обсуждают, насколько правомерны такие же меры, но уже в их адрес.
И по випам стрелять можно
Отдельно регламент оговаривает общение с випами и другими «привилегированными» классами. Как гласит пункт 28-ой, «предъявление сотруднику в ходе исполнения им государственной функции участниками дорожного движения служебных удостоверений, иных документов, не является основанием для ограничения предоставленных сотруднику полномочий». Что в переводе на русский-бытовой означает, что никакая «корочка» не освобождает от ответственности. Касается это и лиц, пользующихся иммунитетом. Неприкосновенность этих граждан «не исключает возможности применения сотрудником физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия в соответствии со статьями 14 и 15 Закона «О милиции» (приложение № 2 к Административному регламенту) для пресечения совершаемых ими преступлений и нарушений общественного порядка, грубых нарушений правил дорожного движения, создающих реальную угрозу жизни и здоровью граждан».
Каждому пьяному - по понятому
Теперь, если сотрудник ГИБДД остановит автомобиль с пьяным за рулем, ему кровь из носа нужны еще двое понятых, чтобы удостоверить действия инспектора. Где уж их будет «отлавливать» сотрудник ДПС на трассах — вопрос открытый. Впрочем, для участия в освидетельствовании он может остановить двух других водителей.
Если у инспектора на месте нет оборудования, «обеспечивающего запись результатов на бумажном носителе», придется ехать на стационарный пост. Если водитель не удовлетворится результатами «на месте», то, в присутствии все тех же понятых, его направят на медицинское освидетельствование. Остается непонятным другое — каким именно образом это должно происходить? Понятые, как ангелы-хранители, должны следовать за нарушителем или же просто удостоверить фразу инспектора «а теперь поедем в больницу»?
Справочное на колесах
Главная функция постового и инспектора ДПС — организовывать движение, регулировать потоки и не давать скапливаться заторам. Однако помимо этого, вежливый инспектор должен еще и помогать водителям и пешеходам советом. Но только строго в рамках, предписанных регламентом: «сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и мест расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств».
Как все это будет применяться на практике — покажет время. Да и регламент пока только в проекте. Так что, если что не так — жалуйтесь. У петербургской Госавтоинспекции есть свой сайт.
Жалующиеся, кстати, уже нашлись: Петербургское отделение Межрегионального Общественного Движения «Комитет Защиты Прав Автомобилистов» направил в МВД целых пять листов поправок и предложений. Впрочем, его руководитель Александр Холодов заверил корреспондента «Фонтанки», что все это — лишь «технические моменты». В действительности они нашли только одну серьезную ошибку: в одном из пунктов говорится о том, что иностранные граждане должны иметь заверенный перевод водительского удостоверения. Однако, в соответствии с Международной конвенцией, страны-участники договора принимают права международного образца без перевода. Но это, по словам Холодова, досадная ошибка, которую обязательно исправят: документ-то пока только черновик. Что же касается самого регламента, то иначе как «шпаргалкой для инспекторов» его назвать нельзя. «Он не дает никаких дополнительных прав и не вводит никаких ограничений, - уточнил Холодов, - далеко не все сотрудники ГИБДД являются юристами, поэтому для них и собрали в кучу все документы, которые могут пригодиться в работе».
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру
Сотрудников ГИБДД снабдят «шпаргалкой»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ