Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Память просит защиты

Память просит защиты

314
al-spbphoto.narod.ru

Перед днем Победы с экранов телевизоров льются пафосные речи о необходимости хранить память и беречь наследие, оставшееся нашей стране после Великой Отечественной войны. Меж тем, ветераны прозябают в нищете, а воинские захоронения в большинстве своем заброшены. О необходимости федеральной программы, защищающей военные кладбища, ужесточении наказания для «черных копателей», Федеральном военном мемориальном кладбище и создании в интернете базы данных погибших накануне 9 мая «Фонтанка» поговорила с руководителем военно-мемориального центра Вооруженных сил РФ генерал-майором Александром Кирилиным.

- Александр Валентинович, сколько на сегодняшний день воинских захоронений существует на территории Ленинградского военного округа: советских воинов и иностранных? В каком они состоянии?

- В феврале этого года по приказу министра обороны мы провели выборочную проверку по воинским округам с директивой представить данные о количестве воинских захоронений на территории округов и их состоянии. Выяснилось, что в хорошем состоянии находятся 15% захоронений, в удовлетворительном от 40 до 55%. Вот и считайте, что чуть больше половины находятся в неудовлетворительном. По результатам проверки Министерство обороны вынесло на повестку заседания Российского Организационного Комитета Победы вопрос о необходимости вмешательства государства в эту проблему. После чего мы получили поручение комитета — рассмотреть вопрос разработки федеральной целевой программы восстановлении воинских захоронений до 2015 года.

На данный момент на территории Российской Федерации 24 636 воинских мемориальных захоронений, в которых покоятся 3 915 020 военнослужащих. Что касается Ленинградского военного округа, у нас на учете находится 1731 паспорт воинского захоронения, но мы знаем о существовании 2344. На паспортизированных было захоронено 963 271 человек. Захоронения, на которых покоятся воины других стран, не входят в наше ведение. Дело в том, что в соответствии с решением правительства этим кладбищами ведает ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы». Это некоммерческая общественная организация, учредителями которой являются Росвоенцентр при правительстве Российской Федерации (это российский историко-культурный центр), членами этой организации является также МЧС и российский комитет ветеранов войны и военной службы. Ассоциация делает архивные изыскания, договариваются с местными органами власти о порядке проведения эксгумации, о создании захоронений и уходе за ними. Это было сделано для того, чтобы Министерство обороны России напрямую не занималось уходом за захоронениями бывших агрессоров, а поскольку наше ведомство не имеет ни юридических, ни финансовых возможностей, поддерживать советские воинские захоронения, тем более создавать новые, было бы нелогичным, если бы мы ухаживали за иностранными.

- В одном из своих последних своих интервью Вы сообщили, что воинские потери Советской армии во время Великой Отечественной войны составили 8 миллионов человек.Соответствует ли это количеству на данный момент захороненных?

- Эта цифра как раз и является количеством захороненных.

- Вы ведь говорили примерно о 4 миллионах...

- Много военных кладбищ за рубежом. На территории ближнего зарубежья находится 14 250 воинских захоронений, в них нашли последний приют 1 669 078 человек. В странах Европы и других государствах – в Египте, Иране, Ираке, Китае, на Кубе, в Малайзии, Монголии, Северной Корее, Тунисе, Японии, США (всего 49 государств) – 8 379 паспортизированных воинских захоронений, на них захоронено 3 893 598 человек. В основном это мемориалы времен 2 –ой мировой войны. Сюда добавляются несколько более ранних захоронений – это русско-японская война, походы 1813-14 годов, времен походов Наполеона. Всего на 1 января этого года в России, в дальнем и ближнем зарубежье, по нашим данным, 47 265 воинских захоронений, на которых захоронено 9 477 696 человек. Каждый год к нам приходят новые паспорта. Конечно, есть и неучтенные воинские кладбища, что позволяет нам выходить с инициативой о создании зарубежных представительств, проведении полной паспортизации захоронений в России.

- Работает ли ваш центр с военно-патриотическими поисковыми отрядами? И ведете ли вы борьбу с так называемыми «черными копателями»?

- Как раз сейчас мы занимаемся внесением изменений в кодекс административных правонарушений, чтобы подобные деяния были наказуемы. Надо наказывать и тех, кто копает, и тех, кто их поощряет и кто допускает это. Также в ближайшее время в соответствии с поручением своего руководства мы подготовили и будем согласовывать с заинтересованными федеральными органами – МВД и министерством образования – приказ, который расписывает, как должны действовать организованные военно-патриотические отряды, где они должны регистрироваться, какие он должны иметь документы, когда они должны сообщить о своем прибытии, где они должны готовиться к своей поездке. Не просто «бери шинель, пошли домой», взял лопату и мешок и пошел в лес копать. Так можно либо ничего не найти, или найти то, что не надо. А как еще можно противодействовать? У нас центр состоит из 35-40 военнослужащих и столько же гражданских, естественно, мы не имеем возможности контролировать всю страну, и каждого копателя за руку держать. Поэтому наша задача - создать нормативно-правовую базу, которая не позволила бы работать, или затрудняла работу нелегальных поисковиков, и, наоборот, помогала бы организованным поисковикам.

- На каком этапе находится сейчас проект Федерального военного мемориального кладбища? Уже решено, кто именно будет там захоронен?

- Создание такого рода объектов длится годами. От идеи, которая возникла в 1993 году у ветеранов Великой Отечественной войны, маршалов, генералов армии, которые обратились к президенту страны, до практического воплощения проходит 10-15 лет. Мы начали этим вопросом заниматься в 1999 году, в 2000 году был установлен закладной камень, в 2001 году появился указ президента, в 2004 году постановление правительства, в котором расписано, что создается дирекция и установлен ее штат. Этим постановлением также было определено и то, какие категории граждан могут быть захороненными на территории этого мемориала. При наличии волеизъявления родственников это все погибшие при защите чести и достоинства отечества, проявившие мужество и героизм: это военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, пожарные, сотрудники Госнаркоконтроля и всех ведомств, где имеется военная служба. Это первое. Второе – герои Советского Союза, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена «За службу родине», лица, награжденные высшими орденами, а также ветераны и участники войны и боевых действий, которые награждены орденом Ленина, орденами «За заслуги перед отечеством» 2, 3 и 4 степени, люди, имеющие звание героя социалистического труда в военно-промышленном комплексе, кавалеры трех орденов «Трудовой славы» в этой же области, это президент страны, председатель правительства, главы палат федерального собрания, руководители органов федеральной власти, где предусмотрена военная служба – Министерство обороны, МВД, ФСБ, СВР и ряд других федеральный органов.

- Ходили слухи, что туда будет перезахоронен и Ленин...

- Это слухи периодически возникающие. Ни разу на официальном уровне, ни одно должностное лицо не высказало такого предположения или тем более не давало таких поручений министерству обороны. Все это догадки и предположения.

- Каковы результаты работы электронного архива — базы данных погибших в Великой Отечественной?

- Была проделана большая работа. Мы отсканировали 32 тысячи дел из Государственного архива, это практически 9,5 миллиона документов - 20 миллионов фамилий. Правда, многие фамилии повторяются, так как мы заносили блоки – донесения о безвозвратных потерях, все паспорта воинских захоронений, где, естественно, занесены все те, кто упоминаются в донесениях. Туда же занесены карточки учета военнопленных. Пока работа по фильтрации не окончена, на данный момент в базе 8 миллионов 400 тысяч человек. Эта база может быть увеличена, потому что были части, от которых донесения не поступали, особенно в начальный период войны. Наш сайт уже посетили более 1,5 миллиона человек из 144 стран мира. Поступают тысячи откликов. Основная масса – это благодарности. Есть такие, кто просит внести изменения, потому что есть ошибки, в основном это касается годов рождения, мест рождения, званий. Есть просьбы от тех, кто не нашел своих родных в базе - они просят подсказать, как можно их найти. Есть потрясающие отзывы, от которых глаза чешутся, и мы понимаем, что хорошо, что мы за это дело взялись. Один молодой человек вот написал, что впервые испытал чувство гордости за свою страну и правительство, что оно нашло возможность и деньги (а выделено в короткий срок 400 миллионов рублей) на создание этого банка данных. А другая женщина оставила отклик, что наличие такого сайта оправдывает создание интернета.

Беседовала Татьяна Востроилова

О проблеме сохранения воинских мемориалов читайте на «Фонтанке».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях