В субботу в галерее комиксов «C.A.G.» на Галерной открылась выставка «Акклиматизация», совместный проект питерских художников и их коллег из Лос-Анджелеса. Как всегда, какая-то концепция к выставке не очень применима, попросту, притянута за уши. Но то, что называется культурным диалогом – вполне удалось.
Все правда – Петербург и Лос-Анджелес во многом похожи, их можно даже назвать городами-побратимами. Оба построены искусственно в неудачных природных условиях: один – на болоте, другой – в пустыне. Но на творчество художников это если и влияет, то очень незначительно. Куда важнее то, что мастера из двух городов в чем-то схожи, а в чем-то – нет.
Различить питерских и американских художников достаточно трудно. Сейчас, все-таки, уже не времена «бульдозерных выставок», и творческие люди существуют в одном мировом контексте, железного занавеса нет. Влияют примерно одни и те же тенденции, наиболее привлекательны одни и те же русла: видеоарт, фотография, инсталляции.
Изначально выставка была заявлена как проект Смольного института – заведения, кстати, имеющего самые тесные связи с американской традицией образования (он является филиалом Bard College), а, значит, и американской культурой. Но студентов Смольного на «Акклиматизации» можно пересчитать по пальцам. Наверное, это и к лучшему: если бы проект имел прямое отношение к какому-то заведению, без казенщины и показательности не обошлось бы. А так получилась скорее хорошая выставка молодых питерских художников. Кроме студентов Смольного, в ход пустили проверенную тяжелую артиллерию: Milk and Vodka, Машу Ша, Ольгу Житлину – обитателей «Сквота непокоренных», регулярно выставляющихся в «Этажах», а теперь и в Москве на «Винзаводе». На их фоне, надо сказать, студенты лицом в грязь не ударяют: старательно соответствуют ландшафту. Хотя в Смольном, судя по всему, учат, в первую очередь, фотографии – студенты и выпускники института оказались под стать своим заокеанским коллегам. Хотя сравнивать тут, а тем более, соревноваться – глупо. «Акклиматизация» напоминает хорошую компанию милых людей с вкраплением новых, но не менее замечательных лиц, которые легко в компанию войдут. Что-то из разряда «Каждый год 31 декабря…».
«Акклиматизация» обладает очень странным качеством: со всей нынешней (вполне симпатичной) тягой к серьезности и ясности высказывания, к остроте, при моде на «новую серьезность» - выставка выдержана очень мягко и деликатно, как-будто и художники, и кураторы обходят все острые углы, избегают ясности. Это, скорее, эстетизм: добротные фотографии, талантливые и изобретательные инсталляции, красивый видеоарт. Хотя тут остроты и не требуется – это так, товарищеский матч. Даже счет вести как-то совсем глупо.
Иван Чувиляев,
Фонтанка.ру
Краб на галерах
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ