В прокат выходит фильм «Незнакомка» - вполне заурядная итальянская мелодрама. Она не стоила бы внимания и места в прокатном репертуаре кинотеатров, если бы не две вещи. Во-первых, режиссер Джузеппе Торнаторе, во-вторых – исполнительница главной роли Ксения Раппопорт. Первый обеспечивает фильму определенный высокий статус во всем мире, вторая - в России.
Украинка Ирена (Раппопорт) приезжает в итальянский городок, чтоб устроиться здесь на работу. Она упорно настаивает на том, чтоб снять жилье в конкретном доме и работать там горничной – мыть полы, нянчить детей в конкретной же семье. Естественно, это все не просто так, и Ирена приезжает не за чем-нибудь, а за своим, прости Господи, прошлым, чтоб в нем разобраться, как и положено в подобной «Незнакомке» милой слезливой мелодраме. А прошлое у нее – не дай Бог каждому. Героиня Раппопорт была жертвой работорговли, о чем режиссер в многочисленных флешбеках и повествует.
Джузеппе Торнаторе известен в России, пожалуй, только одним своим фильмом – «Легендой о пианисте» с Тимом Ротом в главной роли – тоже вполне мелодраматической историей. Конечно, это порядочная несправедливость – обращать внимание на режиссера только когда он снимает в главной роли известного актера. А Торнаторе сам по себе вполне примечательный персонаж, получивший чуть ли не за первый же свой фильм «Оскара», спецприз в Каннах и на European Film Awards. «Незнакомку» премии тоже стороной не обошли – она получила и несколько наград «Давид Донателло» (в том числе и Раппопорт, кстати, за лучшую роль) и приз того же EFA.
Фильм Торнаторе – своего рода «Сочувствие госпоже месть», только с ударением не на «месть», а на «сочувствие». Режиссер всеми силами давит из зрителя жалость к украинской эмигрантке, и что она там делает – уже не столь важно. Раппопорт ему помогает как может – играть негодяйку она попросту не умеет. Чтобы актриса ни играла, всегда получается положительный персонаж, эдакая Катерина из «Грозы», луч света в темном царстве. Именно это, как видно, и было нужно Торнаторе – чтоб актриса была адвокатом своей роли и не выдавала в героине хотя бы подозрение на какие-то пороки. У любого другого режиссера это смотрелось бы комично, но Торнаторе настолько серьезен и обстоятелен, что сомнений быть не может: да, бедняжка на своем веку много настрадалась. Зрителям надлежит запастись платками и рыдать в три ручья.
Другой «родственник» «Незнакомки» - прошлогодний «Порок на экспорт» Девида Кроненберга. «Ловкий провокатор» Кроненберг проделывал ровно тот же фокус – снял настолько нелепый фильм, что невольно думалось: а в этом ведь что-то есть. Но если Кроненберг совсем уж играл на грани фола и пихал в кадр такие вещи, что просто хоть волком вой (вроде сцены драки голого героя Виго Мортенсена с чеченскими бандитами в бане), то Торнаторе действует куда осторожнее. Ну, да жанр обязывает – тут совсем уж каких-то непотребств в кадр не особо притащишь. Хотя в «Пороке» русскую мафию изображали лучшие европейские актеры, а в «Незнакомке» русскую играет русская же актриса Раппопорт – эффект абсолютно тот же. Разницы между кроненберговской сценой, где герой Мортенсена дарит проститутке, с которой только что переспал, иконку, и эпизодом из «Незнакомки», где Ирена поет маленькой итальянской девочке украинскую колыбельную – ровным счетом никакой. А сцену, в которой Ирену избивают два Санта-Клауса, вообще, казалось бы, без смеха смотреть невозможно. Но удивительным образом «канает». Торнаторе все сходит с рук – потому что понимаешь, что это игра на грани фола, а не фол как таковой.
«Незнакомка» - из тех фильмов, которые стоит смотреть из-за красоты. И любить за красоту. Торнаторе владеет киноязыком великолепно – это и без Раппопорт известно.
Героиня высыпает на пол мусор – и мы видим кадры гигантской свалки. В мрачные сцены Торнаторе вставляет куски солнечных дней с поеданием клубники и лежанием на берегу речки, в самые что ни на есть бытовые, вроде сцены, в которой героиню Раппопорт обыскивают в супермаркете – добавляет жути, втискивая кадры изнасилования героини. Естественно, все флешбеки здесь не для красоты, Торнаторе - не Егор Кончаловский, а чтоб подчеркнуть опыт главной героини, развернуть действие фильма в двух плоскостях – вполне простеньком настоящем и жутком прошлом. Конечно, все это просто до трогательного банально. Но, извините, что может быть нелепее хоть сколько-нибудь оригинальной мелодрамы? Ровным счетом ничего.
Иван Чувиляев,
Фонтанка.ру
С двумя неизвестными
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ