Футбол – это не только красивая и интересная игра, но и большой бизнес, в котором немаловажная роль отведена большим деньгам. Даже российские спортсмены, зарабатывающие меньше своих европейских коллег, считаются, по отечественным меркам, состоятельными людьми. Как они добывают деньги вне футбольного поля, выяснил корреспондент «Фонтанки».
Реклама – двигатель зарплаты
Один из наиболее традиционных источников дохода для спортсменов - рекламные контракты. Среди зенитовцев, да и, пожалуй, всех российских футболистов, пальму первенства по количеству рекламы держит Андрей Аршавин. И жрец, и жнец, и на дуде игрец, он рекламировал в разное время и сотовых операторов («Билайн» и «Мегафон»), и достаточно известную марку обуви, и питьевую воду, и безлимитный интернет. Однако даже его, по российским меркам, большие доходы (они достигают нескольких миллионов евро в год) от «продажи» лица во благо рекламщиков не могут сравниться с доходами европейских футболистов.
Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» PR-директор «Зенита» Алексей Блинов, в России рекламные контракты футболистов до сих пор не поставлены на цивилизованные рельсы. Так, в Европе в контракте между клубом и игроком, как правило, прописывается, что футболист делает определенные отчисления в казну клуба. «Там футболист не только отчисляет определенный процент от контракта, но и согласовывает его, чтобы не вступать в противоречие с рекламной политикой клуба», - заявил корреспонденту «Фонтанки» Алексей Блинов. В России же схема работы пока четко не прописана – если футболист сам находит рекламную компанию, то условия работы с ней определяются тем, что было записано в контракте, заключенном с клубом. И пункт об отчислениях клубу пока мало у кого есть. Если же варианты подработки предлагает клуб, то, скорее всего, отчисления все же приходится делать. Но пока отсутствие четкой контрактной системы вызывает казусы, когда клуб работает, допустим, с «Мегафоном», а футболист продвигает «Вымпелком». Или клуб рекламирует, допустим, воду «Архыз», а его футболист - «Росинку».
По словам Алексея Блинова, «Зенит» сейчас пытается перевести рекламные контракты игроков на новый уровень. Однако сделать это сложно по разным причинам. Например, западные компании пока не очень хорошо понимают российский футбольный рынок. Скорее всего, последние успехи игроков из Петербурга на европейских аренах эту ситуацию поменяют. Пока же «цена вопроса» не так и велика. Кто-то из футболистов подписывает побольше рекламных контрактов, но чаще всего договор не оценивается больше 10 тысяч евро. Другие выжидают более привлекательных предложений, считая, что, «продавшись» один раз по дешевке, уже хорошо не заработаешь. Однако максимальная «зарплата» для футболистов в Петербурге за участие в рекламных кампаниях пока все равно не превышает 100 тысяч евро.
Долгое время в рейтинге спортсменов-бизнесменов первое место занимал знаменитый Зизу. Даже уход из большого спорта в прошлом году не помешал Зинедину Зидану стать чемпионом по уровню ежегодных доходов. Большая часть денег поступает ему от фирм, продукцию которых он усиленно рекламирует: «Адидас», «Данон», «Ауди» и ряд других компаний положили в копилку Зидана порядка 9,1 миллиона евро.
На пятки ему наступает бывший соратник по сборной Франции Тьерри Анри. Его ежегодный доход составляет 12,4 миллиона евро, из них 5 миллионов – доходы от участия в рекламных кампаниях.
А вот один из самых известных британских футболистов Дэвид Бекхэм, несмотря на то, что не является самым высокооплачиваемым игроком, неплохо зарабатывает именно на рекламных договорах. Этот футболист уже несколько лет подряд занимает первую строчку в рейтинге самых богатых футболистов Соединенного королевства, его рекламный заработок составляет около 116 тысяч фунтов в неделю.
Одежда от Аршавина, вино от Радимова…
Самый активный «бизнесмен» в стане «Зенита» - Андрей Аршавин. Только за последний год он успел выпустить сингл «Футбол моего детства» и книгу «Андрей Аршавин. 555 вопросов и ответов». Но, пожалуй, самой громкой промо-акцией нападающего петербургской команды стал выпуск нарядов, сделанных для известной сети магазинов женской одежды. В середине апреля этого года свет увидели сразу две линии от знаменитого футболиста: семь топов «от Андрея Аршавина» и столько же легких платьев. Топам Андрей «подарил» свой фирменный 10-ый номер, под которым он уже много лет выступает в родной команде и в Сборной России по футболу, и свой автограф.
Тем временем Андрей Аршавин, который обычно не прочь пообщаться с прессой, насчет своего бизнеса предпочитает особо не распространяться. Известно лишь, что он вкладывает довольно значительные средства в текстильную фабрику, дела которой ведет его мама. По некоторым данным, в текстильный бизнес Аршавин только на начальном этапе вложил порядка 250 – 300 тысяч долларов.
Другие футболисты петербургского клуба тоже не приверженцы того, чтобы заработанные ими деньги лежали мертвым грузом. Правда, от ведения собственного бизнеса они, похоже, получают больше моральное удовлетворение, чем материальное. Владислав Радимов, например, еще выступая в Испании за «Сарагосу», вложил средства в приобретение небольшого местного винного завода. Расположен он в провинции Риоха и состоит из 50 га виноградников сортов Темпранильо, Масуэло и Грасиано. Согласно информации, появлявшейся в испанской прессе, россиянин вложил в проект порядка 70–100 тысяч долларов.
По слухам, вино у Влада неплохое. Достаточно сказать, что во время первого петербургского благотворительного аукциона элитных напитков (вся прибыль от него пошла пациентам детского хосписа) представленная Радимовым бутылка вина Heras Cordon Rioja 2001 года с автографом капитана «Зенита» ушла за 42 тысячи рублей (первоначальная цена — 18 тысяч рублей). Более того — известный винный эксперт Роберт Паркер охарактеризовал вино Радимова как «великолепный напиток с прекрасным ароматом и многоликим вкусом, в котором гармонично сочетаются тона пряностей, дыма и кожи с нотами свежей клубники и шоколадных конфет». Сейчас, впрочем, для Радимова более перспективен другой бизнес — созданная вместе с московским другом-футболистом Дмитрием Хохловым хостинговая компания.
Два других известных бизнесмена — Александр Кержаков (занимается рестораторским бизнесом) и Александр Панов ряды петербургского клуба уже покинули. По некоторым данным, бизнес есть и у «ветерана» клуба с берегов Невы Александра Горшкова. Задумываются о будущем и легионеры петербургского «Зенита». Так, чех Радек Ширл вместе со своими друзьями развивает туристический бизнес в родной стране , куда собирается возить петербуржцев.
Марина Зеленая,
Фонтанка.ру
Бизнес в форме «Зенита»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ