К апрелю следующего года судостроительное предприятие ФГУП «Адмиралтейские верфи» должно превратиться в акционерное общество. Процесс реорганизации завода начнется в августе 2008 года. Завод станет «первой ласточкой» в череде предстоящих изменений, которые в скором времени коснутся всей судостроительной отрасли Петербурга. Судьба многих из них может определиться уже в середине мая на заседании правительственной комиссии, которое пройдет в Северной столице.
«Адмиралтейские верфи» стали приоритетным заводом, с которого начали реформирование судостроительных предприятий Петербурга. В конце февраля в одно из московских ведомств были переданы документы на перевод ФГУП в ОАО.
Генеральный директор ФГУП Владимир Александров заявил, что уже в середине мая решится дальнейшая судьба «Адмиралтейских верфей». До августа предстоит решить все имущественно-правовые вопросы, а потом начнутся практические мероприятия по реорганизации. Завершить этот процесс планируется к апрелю 2009 года. После этого «Адмиралтейские верфи» войдут в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», созданное в ноябре 2007 года для вывода судпрома из кризиса.
Обсуждаться этот вопрос будет на заседании правительственной комиссии в Петербурге в середине апреля. Предполагается, что пройдет оно на территории ФГУП. На повестке дня — процедура передачи федеральной собственности в ОСК. По словам Александрова, он — лишь наемный менеджер, поэтому не может решать, как распоряжаться госсобственностью и при реформе предприятия предстоит учесть интересы многих сторон.
На встрече пойдет речь и о деятельности петербургских конструкторских бюро. «Мы не можем похвастаться сегодня высоким качеством проектов, которые разрабатывают конструкторские бюро, - рассказал гендиректор ФГУП. - У нас много проблемных вопросов». Сегодня на «Адмиралтейских верфях» работают специалисты, которым порой приходится дублировать работу организаций, занимающихся разработками. И, прежде всего, исправлять допущенные бюро ошибки. В результате — потери во времени и увеличение издержек.
В ведении ОСК находится большая группа КБ. Как они будут работать в дальнейшем: будет ли создана централизованная организация, будет ли их несколько или вообще откажутся от существования бюро — все это решит комиссия. На встрече также будет определена и судьба ряда НИИ, в частности, Института технологии судостроения и Института конструкционных материалов.
К следующей весне «Адмиралтейские верфи» должны «найти себя» с точки зрения специализации и затрат. В последние годы выручка организации составляет около 15 миллиардов рублей. Такой показатель соответствует общепринятому доходу предприятий, работающих в судпроме, но не очень устраивает руководителя завода. Если сравнивать с европейскими компаниями, то ФГУП в плане прибыли уступает им в несколько раз.
На модернизацию «Адмиралтейских верфей» сегодня тратят около миллиарда рублей (такая сумма предусмотрена в 2008 году). Это собственные средства предприятия, а от государства пока помощь не поступает. По словам Александрова, город с пониманием относится к потребностям компании в финансовых ресурсах, но для начала нужно принять решение о ее юридическом статусе. Пока принято решение, что территория, на которой находится ФГУП, будет существовать до 2025 года. Когда будет точно определен статус организации и выработаны пути развития, тогда можно будет рассчитывать и на определенные капиталовложения.
О том, появятся ли акции «Адмиралтейских верфей» на рынке ценных бумаг, — говорить пока еще рано. Это будет зависеть от того, что будет в целом происходить в области военно-технического сотрудничества, как будут поступать заказы от ВМФ и позиций предприятия в отрасли. «В этом и смысл совещания, чтобы ответить на вопросы: чего мы стоим и стоит ли с нами связываться», - подвел итог гендиректор ФГУП.
«Адмиралтейские верфи» - лишь одно из предприятий, которое после реформирования должно влиться в образованное в прошлом году ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». В дальнейшем изменения должны коснуться и таких заводов Петербурга, как: ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро», «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», «Средне-Невский судостроительный завод», «Кронштадтский морзавод». По оптимистичным прогнозам, срок акционирования большинства из них — 2009 год.
Эти организации образуют «Западный центр судостроения», который является одной из «дочек» ОСК. В дальнейшем корпорация будет собирать портфель заказов и, в зависимости от потребностей рынка, будет распределять их между судостроительными заводами.
Справка. ФГУП «Адмиралтейские верфи» - старейшая судостроительная верфь России, основанная Петром Первым в 1704 году. С момента своего основания предприятие специализируется на строительстве технически сложных и уникальных кораблей и судов. За три столетия на ФГУП построено более 2,6 тысячи кораблей и судов.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
«Адмиралтейские верфи» меняют статус
Акционирование «Адмиралтейских верфей» может начаться в феврале
«Адмиралтейские верфи» акционируют через год
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ