За водителями самого крупного петербургского перевозчика установлен контроль из космоса. В «Питеравто» запущена система спутникового слежения «Глонасс».Теперь работники, обслуживающие социальные маршруты, полный рабочий день будут контролироваться диспетчерами, которые в любой момент смогут позвонить и проверить, из-за чего сорван маршрут. Однако в далёкой перспективе, система должна поработать и на пассажиров — в салонах должны установить экраны, а на остановках электронное табло.
С 28 апреля на 250 автобусах коммерческого перевозчика «Питеравто» начала работать система спутникового слежения «Глонасс». Установка нового оборудования осуществлялась только на социальные маршруты, то есть большие автобусы. В идеале, как говорят представители компании-перевозчика, нововведение, в первую очередь, должно разрешить ряд важнейших задач: мониторинг ситуации на дорогах, загруженность трасс и магистралей, и оперативное реагирование на дорожную обстановку. В перспективе, салоны автобусов собираются оснастить экранами, на которых пассажир сможет в режиме он-лайн увидеть перемещение транспорта и дорожную ситуацию. А совсем в далёкой перспективе — прикрепить на всех остановках электронные табло, которые будут сообщать горожанам маршрутах транспорта.
Причём, в жизни это будет выглядеть следующим образом: диспетчер следит за ситуацией на дорогах на мониторе компьютера (информация обновляется каждые 15 секунд), и если автобус останавливается или выходит из графика движения, - водителю перезванивают и выясняют причину задержки, чтобы немедленно разрешить проблему. Картинка на экране, тем временем, более чем увлекательная: синие машинки катаются по электронной версии Петербурга, если транспортное средство вдруг окрашивается в красный цвет - в течение нескольких секунд выясняется номер автобуса и мобильный телефон его водителя, и ему тут же перезванивают. Диспетчер получает ответ и принимает решение, как можно повлиять на ситуацию. То есть, если необходим ремонт, то нужно ставить другой автобус на линию и высылать эвакуатор. Если же на дороге пробка, то, похоже, специалисту остаётся только пожелать водителю поберечь нервы. Правда, руководство «Питеравто» утверждает, что и проблема с пробками вполне решаема — можно попросту «усилить» маршрут несколькими автобусами (при этом загрузив проблемную улицу ещё больше). Предполагается, что одновременно будет работать три диспетчера. На каждого из них приходится примерно 83 автобуса.
Первые полгода новинка будет внимательно изучаться специалистами компании. В основном, как говорит директор по развитию «Питеравто» Дмитрий Коровин, это, конечно же, финансовый момент - окупится ли система? После этого будет принято решение о дополнительной закупке. Один прибор, установленный в автобусе, стоит около 14 000 рублей, обслуживание в месяц обходится перевозчику от 500 до 1000 рублей за один автобус, плюс обучение персонала, дополнительные рабочие места (те самые диспетчеры) и другие издержки. В общем, вопрос окупаемости системы встаёт нешуточный. Как сообщили «Фонтанке» представители ещё одной крупной компании-перевозчика - «ПТК», установка оборудования для спутникового слежения на их автобусах обсуждается примерно раз в полгода, но никакого решения еще не принято. Оборудование дорогостоящее, а особого смысла в его установке в организации пока не видят. Однако в «Глонассе» говорят о том, что сейчас ведут переговоры со всеми перевозчиками в городе. Тут же возникает вопрос, не увеличится ли стоимость проезда? Правда, стоит помнить о том, что на социальные маршруты тариф на проезд устанавливается правительством города.
Как пояснил корреспонденту «Фонтанки» руководитель общественной организации «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Фёдоров, подорожания ожидать точно не придётся. Дело в том, что три диспетчера способны заменить огромную бригаду контролёров. «Сейчас у нас в городе на каждой конечной остановке автобуса сидит человек, который ведёт журнал. В него он методично записывает всю информацию о том, когда пришёл, куда ушёл, сколько простоял и что делал водитель. То есть у нас до сих пор действуют эти дедовские методы. Так вот всю эту бригаду диспетчеров способны заменить всего 3 человека. Выгода очевидна. По моим подсчётам, система окупает сама себя за 6 месяцев, а потом начинает давать чистую прибыль», - рассказал Владимир Фёдоров. По его словам, с помощью спутника можно задержать автобус, чтобы он «не наступал на пятки» следующему, и наоборот, подогнать, если виден «пробел».
В «Третьем парке» рассказали, что система, подобная «Питеравтовской», уже работает у них на 10 машинах в тестовом режиме, и ее будут внедрять и дальше. Правда, одно отличие всё-таки имеется, как сообщил корреспонденту «Фонтанки» заместитель директора «Третьего парка» Михаил Богданов, у них в компании пользуются американской системой «GPS» — прямого конкурента «Глонасса». Теперь возникает ещё один вопрос: если у всех перевозчиков либо совсем не будет системы спутникового слежения, либо все разных фирм — каким образом будут работать эти самые электронные табло, только для одной компании, или их будет 6 разных — для каждого перевозчика своё? На эти вопросы ответа так и не было получено.
Одна из причин установки системы «Глонасс» - это банальная «слежка» за водителем. Многие уже привыкли наблюдать наклейки на лобовых стёклах автобусов «Продам тосол», ещё больше пассажиров недоумевают, почему автобусы работают настолько нерегулярно. Ответ очевиден — водителю легче где-нибудь «затихариться» (сохраняя при этом ГСМ), а потом выезжать на дорогу, собирая в салоне «аншлаг». Вот для того, чтобы система работала более чётко, и требуется этот самый мониторинг из космоса.
Правда, коммерческий директор компании — поставщика продукции «Глонасс» Алексей Смятских рассказал, как водители в других регионах научились «дурить» диспетчеров. Дело в том, что в нескольких регионах России система, которая появилась в Петербурге, работает уже давно. «Глонасс» охватил Хабаровск, Пензу, Москву, Череповец и ещё ряд регионов. Так вот в Вологодской области, например, один водитель придумал колпачок, который надевается на антенну и диспетчер попросту не смог запеленговать единицу техники. «Естественно, на следующий день эти колпачки появились абсолютно на всех автобусах компании», - рассказал Смятских. В другом городе один из водителей пожаловался на тошноту, резкие головные боли, бессонницу, которые у него обнаружились после установки системы спутникового слежения, - прибор сняли. На следующий день те же самые симптомы «проявились» ещё у 40 работников предприятия. Теперь осталось подождать до того момента, когда петербургские водители поймут всю «радость» от установки новой коробочки в автобусе, - и тоже проявят свою смекалку.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Не спи за рулем: тебя видят из космоса
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ