Бардак на питерских дорогах начинается с отсутствия элементарных разметок. Это причина двух из десяти ДТП. В состоянии бессильного возмущения автовладельцы, равно как и пешеходы, наблюдают, как летняя разметка исчезает уже поздней осенью. С этого года ситуация обещает действительно измениться. Чиновники наконец-таки нашли нужное средство: материал для разметки-2008 создан шведами эксклюзивно для Питера и его каверзных дорог.
Неудавшиеся эксперименты дорожников
Над исчезающей разметкой на дорогах чиновники ломали головы этак лет двадцать. То, что обычная краска не обладает достаточной стойкостью, было очевидно еще в 1990-е. Тогда в Петербурге впервые стали применять термопластик и холодный пластик - более прочные материалы для разметки. Преимущества термопластика прежде всего в высокой стойкости на стирание (термопластик толще слоя краски на 1,5 - 4 сантиметра), стойкости на воду, бензин и резкие температурные перемены. Он имеет эластичную и матовую поверхность и виден минимум год. Тогда как краска, согласно ГОСТу, может прослужить максимум полгода.
Холодный пластик по сути отличается от термопластика только одним - он не требует особых погодных условий при нанесении на асфальт.
Поначалу альтернативные материалы воспринимались как некая панацея. Но они не прижились на питерских дорогах. В 1996-м на Приморском шоссе и Приморском проспекте начался эксперимент по нанесению дорожной разметки холодным пластиком. Надеялись, что такая разметка продержится на асфальте около пяти лет. Но она исчезла меньше, чем за год.
Подвел питерцев и термопластик: должен был держаться один год, но не выжил и спустя 8 месяцев «растаял» вместе с последним снегом.
Два года назад Дирекция по организации дорожного движения (ДОДД) попыталась использовать еще одно ноу-хау - рельефный термопластик. Он создает шумовой и вибрационный эффекты при наезде (так водитель не только видит, но и слышит, что заехал на линию). Но новшеству помешала питерская... пыль. Как пояснил замдиректора ДОДД Дмитрий Куклин, пыль забивалась в рельеф, и разметка имела «непрезентабельный, серый вид», а вычищать пыль было архисложно.
Двести образцовых улиц
В прошлом году пошли на эксперимент - пригласили шведских специалистов, которые и разработали термопластик с учетом всех питерских капризов. Разметку выложили на Московском, Невском и Вознесенском проспектах, Пулковском шоссе, Дворцовом проезде и еще на десятке улиц. Прошел год, она, как ни странно, не исчезла. Эксклюзивную разметку, выжившую после зимы, создала шведская компания «Клиносол». Надо брать - решили в ДОДД. Так, угодив в прошлом году, шведский «Клиносол» выиграл конкурс на разметку 2008 года.
Правда, надежные полосы покроют только около 200 из 1500 питерских улиц. Эксклюзивный продукт в четыре раза дороже привычной краски.
Северная столица пока не может позволить себе качественную разметку на все городские дороги. В ДОДД выкрутились, как могли, поделив бюджетные 250 миллионов по-справедливости - термопластик нанесут на основные магистрали, краску - на все остальные. Что практически означает: на подавляющем большинстве трасс разметка, сделанная краской, будет традиционно быстро стираться. Как сказал Дмитрий Куклин, в Петербурге используют отечественную краску «Трест» и в небольшом количестве немецкий продукт лакокрасочного завода «Кронус-СПб». Но их срок службы все равно не больше 6 месяцев. Так что проблемы с разметкой неминуемы и в этом году.
Разметка на дорогах обновляется один раз в год - с мая по июль. Выходит, закупая краску весной, чиновники осознают, что поздней осенью разметки на дорогах уже не будет - краска «живет» всего полгода, а обновить разметку в ноябре невозможно по техническим и погодным причинам. То есть пробки и увеличение ДТП на 20 процентов, по сути, запланированы.
На практике краска часто тускнеет раньше гарантийного срока. В этом случае подрядчик Дирекции по организации дорожного движения обязан нанести разметку заново за свой счет.
Четверо сотрудников отдела дорожной разметки ДОДД мониторят все 1500 городских магистралей. По словам Дмитрия Куклина, на дороги они выходят раз в месяц. Получается, на каждого из них приходится по 375 улиц. Их способность должным образом контролировать все трассы вызывает сомнения.
Чтобы эксклюзивный термопластик появился на всех дорогах города и у питерских автомобилистов стало одной проблемой меньше, бюджет должен выделять на разметку в 4 раза больше средств, чем сейчас (квадратный метр импортного термопластика обходится в 580 рублей, а краски - в110 рублей).
Любая хозяйка подскажет - чтобы сэкономить, надо один раз потратиться. Но у нас, в отличие от зарубежной практики, пока нет привычки к экономической дальнозоркости.
Сколько Петербург тратит на разметку (тысяч рублей)
2006 157 000,0
2007 190 000,0
2008 250 000,0
2009 269 249,7
2010 287 558,5
Справка. За рубежом - все по науке.
В России нет научно обоснованного норматива, который бы устанавливал связь между условиями эксплуатации материала разметки и его качеством. Зато эти нормы есть, к примеру, в Австрии. Материал разметки австрийцы делят на 4 класса - в зависимости от интенсивности движения на дороге, ширины проезжей части и других показателей. При этом срок службы разметки в соответствии с классом - от 12 до 48 месяцев.
Эвелина Барсегян
Полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 28 апреля 2008 года.
Зебра станет пластиковой
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ