Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кто сказал «мяу» в корпусе Бенуа?

Кто сказал «мяу» в корпусе Бенуа?

690

О творчестве Юрия Хржановского существует традиционное представление как о художнике «одной большой картины» – полотна «Сибирские партизаны», выполненной под руководством Филонова для знаменитой выставки 1927 года в Ленинградском Доме печати – и единственной работе живописца, хранящейся в Русском музее. Убедиться в ошибочности этой расхожей точки зрения можно в залах корпуса Бенуа, где открылась выставка Юрия Хржановского, в состав которой вошли около 50 живописных полотен и более 150 графических работ. Все работы, за исключением вышеуказанного панно, принадлежащего Русскому музею, предоставлены для выставки семьей художника.

Впервые показаны рисунки «филоновского периода» и более ранние произведения, созданные в годы учебы в Иркутске. Акварели 1930-х – 1950-х годов составляют обширные серии пейзажей и бытовых зарисовок. Работы позднего периода, 1960 – 1980-х годов, выполнены уже в абстрактном характере и нередко связаны с музыкой, которую художник любил всю жизнь. По воспоминаниям друзей, в мастерской у Хржановского на окне стояли специально подобранные и особым образом расставленные пустые банки и бутылки, на которых он мастерски разыгрывал джаз. Цветомузыкальные композиции с «музыкальными» названиями: импровизации, фуги, экспромты, прелюдии, инвенции передают своеобразное стремление художника к «рисованию» музыки, попытки объединения двух стихий. «Художник и музыка» – одна из излюбленных тем в его творчестве.

Юрий Борисович Хржановский (1905 – 1987) окончил художественную школу в Иркутске, и в 1922 году приехал в Петроград, где был принят в подготовительный класс Академии Художеств. С 1923 года он учился в мастерских Петрова-Водкина, Малевича и Филонова. У них Хржановский не только овладевал азбукой искусства, но и постигал новый пластический язык, умение причудливо преломлять пространства; постигал все те новые принципы, которые разительно отличались от традиционных академических представлений. Хржановский был активным участником группы МАИ – «Мастера Аналитического Искусства» («Школа Филонова»). Около двух лет он провел в мастерской Казимира Малевича. Все работы, сделанные в это время, художник тогда же, в 1920-е годы, подарил иркутской школе.

Ранние работы Хржановского, созданные в Иркутске – пейзажи, натюрморты, композиции по мотивам литературных произведений – отражают становление художника. Он выбирает свою цветовую гамму, которая помогает создать образ; пробует писать пейзажи то в стилистике французских импрессионистов и пуантилистов, то в духе Московского товарищества художников.

В 1927 году Хржановский участвовал в большой выставке филоновцев в Доме печати. Именно для неё и было создано его огромное полотно «Сибирские партизаны» – на котором, по преданию, сам Филонов написал в нижней части холста чудовище, сильно смахивающее на собаку. После начавшихся в 1930-е годы гонений на искусство авангарда, и школу Филонова в том числе, эта работа больше не появлялась на выставках. Только по счастливому стечению обстоятельств работа не погибла в блокадном Ленинграде. Эта большая картина (3 х 4 м), намотанная на вал, была заложена где-то под полом в мастерской Б. Гурвича на Кирочной, пережив блокадную пору, через несколько десятилетий вновь появилась на свет в отличной сохранности – и наконец, в конце 80-х годов попала в Русский музей.

Очевидно, в силу практически тотального запрета советских властей на все проявления авангарда в искусстве, Хржановский пожертвовал на время своей страстью к живописи в пользу не меньшей страсти к театру и эстраде: кроме абсолютного слуха, у него обнаружились и хорошие актерские способности – и в годы гонений на живопись он уже успешно выступал в клубах и домах культуры в жанре звукоимитации, а с 1930 года практически полностью посвятил себя сцене.

Сначала Хржановский работал в Ленинградском театре миниатюр («Куклы, маски, звукоподражание, особенно лай собаки»); в 1939 году он стал лауреатом I Всероссийского конкурса артистов эстрады, и в этом же году переехал в Москву, где работал в Мюзик-холле и Театре миниатюр. В годы Великой Отечественной войны художник выступал во фронтовых бригадах. В 1950-е годы Ю. Хржановского, теперь уже артиста эстрады, стали часто приглашать на киностудию “Союзмультфильм”, где он озвучил не один десяток мультфильмов. Многочисленные медвежата, ежи, щенки и прочие рисованные и кукольные звери заговорили его голосом, который и сейчас можно услышать по телевизору в часто повторяемых фильмах: Хржановский озвучил более 30 мультфильмов и кинофильмов, в том числе «Белый Бим черное ухо», «Каштанка», «Маугли», «Кто сказал мяу?», «Необыкновенный матч», «Серая шейка», «Когда зажигаются елки» и другие. Его сын, Андрей Хржановский, стал известным режиссером-мультипликатором.

Тем не менее, полностью с изобразительным искусством художник не расставался никогда. Обширные серии работ, в основном – акварели, датируются 1930–1950-ми годами: «Цирк», «Наш двор»; жанровые композиции, пейзажи, созданные летом в Угличе или в Ростове. Художник возвращается к импрессионистическим принципам со всегда присущим ему живописным началом. Пейзажные акварели Хржановского завораживают неуловимыми движениями полутонов, воздуха и света.

Во второй половине 1960-х годов живопись вновь становится основным видом творчества Хржановского. «Этот этап оказался, на мой взгляд, наиболее плодотворным, ибо он отмечен прежней заряженностью филоновскими идеями, помноженной на достижения современного изобразительного искусства», – так характеризует творчество этого периода сын художника.

Восстанавливая полустертые страницы истории искусства XX столетия, Русский музей создал выставочную программу «Забытые имена». Встреча с произведениями Юрия Хржановского позволяет оценить его творчество во всей полноте: впервые зрители увидели произведения художника, созданные на протяжении всей его жизни, а в русскую культуру возвратилось еще одно имя.

Кирилл Веселаго,

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях