В скандал вокруг работ в здании Российской Национальной Библиотеки на Садовой улице вмешалось высокое начальство. Глава Роскультуры Михаил Швыдкой отдал приказ провести в библиотеке проверку. Об этом «Фонтанке» сообщила его советник Наталья Уварова. Причиной для ревизии стало открытое письмо, которое подписала группа петербургских культурных деятелей, в том числе и руководство петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников.
В письме деятели культурыпотребовали остановить реконструкцию залов РНБ. По данным «Фонтанки», сейчас в Роскультуре создается комиссия, которую, скорее всего, возглавят специалисты из Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации.
«Сейчас в главном здании Российской национальной библиотеки происходят весьма радикальные изменения в интерьерах. Никому из специалистов, с которыми нам удалось пообщаться, неизвестно, существует ли проект реставрации, и вообще — ведется ли там реставрация или реконструкция? Куда отправились изъятые столы и стеллажи - на реставрацию, или, извините, на помойку? Отсутствие информации порождает, естественно, беспокойство и тревогу. Тем более, что речь идет не просто о высококлассном объекте культурного наследия, а об одном из немногих объектов уникальной ценности. Именно недостаток информации приводит к такой взволнованности и тревоге. Тот факт, что работы согласованы с КГИОП, недостаточен для того, чтобы утверждать, что там нет никаких нарушений. Это федеральный объект, причем объект высшей степени защиты — таких у нас в городе около 30-ти. И ценностью являются не только стены, но и интерьеры», - прокомментировал причину беспокойства культурной общественности Михаил Мильчик, член ВООПИК и Совета по охране культурного наследия, один из авторов письма.
Как объяснил «Фонтанке» Александр Кононов, член президиума ВООПИК, и, одновременно, сотрудник РНБ, речь в настоящий момент идет о трех залах, которые являются своеобразной визитной карточкой библиотеки. Там в интерьерах до недавнего времени сохранялась деревянная отделка — балюстрады, деревянные галереи, деревянные лестницы, стеллажи — в общем, за небольшими коррективами, это была историческая отделка 19-го века, которой нет уже в других залах.
В настоящий момент вся эта деревянная отделка, включая лестницы, снята. Эти залы меняют свое назначение — в зале литературы и искусства, например, будет зал эстампов. Библиотека приспосабливает их под другие задачи. Сейчас же там нет практически ничего — только голые стены.
В этом году все то ли реставрационные, то ли ремонтные работы должны быть закончены. По словам Александра Конононова, администрация библиотеки утверждает, что все охраняемые предметы и детали интерьера демонтированы, промаркированы, отвезены в реставрационные мастерские, и потом все будет возвращено на место. За некоторыми обновлениями: интерьер все-таки будет изменен - например, вместо шкафов и стеллажей, видимо, установят стеклянные витрины.
«Пока очень сложно оценить, до какой степени дойдут эти изменения, не видя проекта. Все последние поколения читателей, конечно, воспринимают именно этот интерьер как лицо РНБ. Беспокойство наше связано, во-первых, с тем, что постоянно поступают обращения от читателей и деятелей культуры, которые встревожены этой ситуацией. А организации, которые должны заниматься охраной наследия — КГИОП и Россвязьохранкультура — хранят молчание по поводу проекта. Я вообще не видел от них каких-либо сообщений, что ведутся работы. Нам хочется просто разобраться в ситуации. Спокойно, но все-таки с приоритетом сохранности культурных ценностей», - сказал «Фонтанке» Кононов.
По словам членов ВООПИК, они опасаются, что реставрацию в РНБ заменит капитальный ремонт с элементами реставрации. На реставрацию в чистом виде нужен другой порядок и сроков, и затрат. А еще хотелось бы, чтобы столь масштабные работы накануне их начала имели возможность обсудить и специалисты, и сотрудники библиотеки, и даже читатели.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Роскультура собралась в библиотеку
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ