В прокат выходит фильм Девида Эйера «Короли улиц» - хроника войны полицейских и мафии, разыгранная лучшими силами Голливуда и не только – Киану Ривзом, Форестом Уитакером, Хью Лори. Именно ради таких актеров фильм, наверное, и стоит смотреть.
Одинокий полицейский Том Ладлоу (Том Круз) пьет водку из маленьких бутылочек, отважно хамит бандитам, хитрит – одним словом, ведет себя как любой нормальный киношный полицейский. В полиции у него есть враг – хамоватого вида негр Вашингтон (Терри Крюс), и вот в один прекрасный день Ладлоу решает ему отомстить как следует и побить в закоулках супермаркета. Но тут в магазин врываются парни с дробовиками, Вашингтон гибнет, а Тома обвиняют в том, что он подставил товарища под пули.
«Короли» - второй фильм Девида Эйера, первый – «Грубые времена» - примерно то же самое, только без звездного актерского состава и вообще попроще. Эйер разрабатывает одноплановые сюжеты: война всех со всеми, стрелки-перестрелки, копы крышуют наркоторговцев. Ничего, извините за каламбур, криминального в этом нет – режиссер отрабатывает мастерство в одном жанре, это во многом правильнее и честнее, чем метаться между комедиями и независимым кино. «Короли улиц» - именно что добротный механизм, в котором все шестеренки и колесики щедро смазаны, в достаточно заковыристом сюжете каждая деталь продумана. Но, пожалуй, фильм был бы ничем и в прокат у нас бы точно не вышел, если бы главную роль здесь не сыграл Киану Ривз.
У него таких ролей не было давно. Может быть – никогда. Скорее, никогда, чем давно – актеру явно во многом трудно с этой работой справиться. Эйер учуял в Нео персонажа нуара – не Хемфри Богарта, конечно, но уставшего от жизни одинокого вдовца, алкаша и вообще персонажа не особо героичного, скорее, попавшего в героичные обстоятельства. Вот уж точно «не мы такие – жизнь такая». Ривзу, правда, справиться с этой ролью нелегко – к нему и Нео, и герой «Скорости», и вообще маска Героя уже приросли, и избавиться от налета героизма и лоска стоит огромного труда. От одного из лучших же голливудских актеров – Фореста Уитакера – ждешь чего-то большего, в «Королях» он работает как будто в полсилы, дает очередного «Последнего короля Шотландии», милого и обаятельного диктатора. Притом, что Уитакер – первоклассный характерный актер, способный ровным счетом на все, получается, что он в «Королях» халтурит, хотя все равно блещет и остается одним из лучших актеров.
На пятнадцатой минуте фильма понимаешь, кто в «Королях» настоящий король, ради кого пойдет большая масса зрителей на фильм. Хью Лори появляется из-за больничной занавески, сидя на койке и болтая ножками – своеобразный привет «Доктору Хаузу», роли, которая вернула лучшего, наверное, в мире комика в кино, да еще как. Пока его бывший товарищ Стивен Фрай строит из себя интеллектуала и пишет язвительные книжки про все на свете, Лори искрит и сияет в первоклассном сериале о враче-цинике. В «Королях» Лори хоть и стоит в титрах на втором месте после Ривза, а его герой в сюжете и замысле фильма занимает немалое место, появляется на экране всего в нескольких эпизодах. Но, честное слово, эти эпизоды – лучшие. Не хочется раскрывать интригу, но герой Лори, эксцентричный капитан Виггс, в результате оказывается не только единственным нормальным человеком. На нем, по сути, держится вся смысловая нагрузка фильма.
Эйер, если смотреть «Королей» внимательно, во многом буквально балансирует на грани – вот-вот его фильм станет совершеннейшей пошлостью и заурядностью, одним из тысячи, и лучшие актеры ему здесь не помогут. Все эти полеты над небоскребами а-ля «Полиция Майами», откровенно сериальная манера некоторых эпизодов – вещи для такого тонкого кино совершенно гибельные. Хотя, может быть, Эйер блефует, изображает из себя неумеху-канатоходца, а на самом деле – виртуоз. Наверное, все-таки скорее блефует. Хочется верить.
Иван Чувиляев,
для Фонтанки.ру
Звездные войны королей улиц
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ