То, что в России мода все-таки существует, уже давным-давно доказано. Организаторы 17-ой недели pret-a-porter в Санкт-Петербурге «Дефиле на Неве» пытались доказать, что мода в России является еще и коммерчески выгодным предприятием. Неделя прошла под лозунгом «Бизнес с иголочки, или Как сделать моду успешной…». Что из этого получилось, рассуждает корреспондент "Фонтанки".
В разряд «чистого искусства», где торжествуют музыка, литература и кинематограф, скромный труд дизайнеров одежды не попадал никогда, поэтому моде до сих пор приходится балансировать на грани, где соединяются высокая художественная ценность и коммерческая выгода. По мнению руководителя проекта «Дефиле на Неве» Ирины Ашкинадзе, «в моде особенно важно, чтобы не выпадало ни одно из звеньев маркетинговой цепочки: креатив – производство – продвижение – сбыт». Цепочка эта – увы! – не предусматривает роль инвестиций, а молодые и талантливые дизайнеры прекрасно знают, что развитие собственного бизнеса без достойных капиталовложений, подкрепленных вниманием прессы и клиентов, спрогнозировать практически невозможно.
Многие участники 17-го «Дефиле на Неве» на вопрос о продажах Модных домов и скромных ателье заявляли, что «им, конечно, хотелось бы лучше» и что «пока в России представляется сложным работать в индустрии моды». Поскольку самой индустрии российской моды в стране, где рынок заполнен китайскими, турецкими и «итальянскими» товарами, фактически нет. Вместе с тем существование одной лишь недели моды в городе на Неве приближает тот день и час, когда индустрия моды у нас появится. Хотя бы в эту неделю мы видим те коллекции (неважно, имеют они уже отношение к бизнесу или еще нет), о которых стоит рассказывать.
Открывала неделю моды, по традиции, Лилия Киселенко с коллекцией № 22. Словно художник-авангардист, вместо звучных названий она по-прежнему присваивает своим коллекциям лишь номер, а это значит, что каждый новый показ отличается от предыдущего лишь на единицу – Киселенко верна своему стилю, и ее не смутить модными тенденциями. Серый оттенок графита, дозированные всполохи белого и торжество черного мирят образы новой коллекции с петербургской атмосферой.
Стремление к «закрытости» тела подчеркивают воротники-стойки и брюки, укороченные настолько, чтобы открыть лишь щиколотку, а философию Модного дома раскрывает ориентальная атмосфера. При этом цветочный узор ползет по чулку имитацией шва, а талия подчеркивается тонким пояском. Лилия Киселенко – как это ни странно – почти угадывает тренды предстоящего сезона, вернее, сами европейские тенденции спешат на сей раз за ее стилистикой.
Татьяна Парфенова – еще один петербургский мэтр в области моды – показала в свою очередь позитивную коллекцию, где есть место блеску, переливчатым тканям, приему «деграде», позаимствованному у летней радуги и утреннего тумана, цветочным аппликациям и прозрачной многослойности. В сочетании с тяжеловатыми ботильонами и сапогами это должно бы стать полной безвкусицей – а у Парфеновой великолепно и гениально. Далеко не юные манекенщицы с разноцветными наколками в волосах – еще одна находка дизайнера, как и музыка, контрастирующая со всеобщей атмосферой веселого ретро, - Depeche Mode, Iggy Pop и даже Blur. И невооруженным глазом можно заметить часы рукотворной работы, остающиеся в истории каждой вещи от Парфеновой.
Молодые герои петербургской недели моды стараются не отставать от признанных мастеров, правда, их уделом пока остаются лишь подражания или нелепые фантазии. Есть, однако, и среди них несколько талантливых дизайнеров, чье творчество заслуживает внимания. Леонид Алексеев – любимчик петербургской публики, собирающий аншлаги не хуже рок-звезд, - представил мужскую коллекцию осенне-зимнего сезона 2008 года. По-прежнему английский стиль, по-прежнему объединение чопорности и бунтарства…
На этот раз, однако, Алексеев обращается к более ранней эпохе, чем ему было свойственно прежде - к эстетике британского романтизма, а значит, к Шотландии, ее добровольно заточенным в замках лордам и бедным рыбакам. Плащи, вырастающие из пиджаков, на манер костюмов байронических героев, свитера грубой вязки, обилие серого цвета и непременные игры Алексеева с тканью, которых поначалу не замечаешь. На этот раз он выбирает прием zoom-zoom, и клеточки на разных выходах становятся то больше, то меньше. Растрепанные и увлеченные индийской культурой британцы его больше не вдохновляют, и значит, у моделей вновь строгие стрижки а-ля Leonid Alexeev двухлетней давности.
Тимур Ким, получающий образование по стопам того же Алексеева в английском колледже Saint Martins, спустя год отсутствия на подиуме Северной столицы привез в Петербург свою новую коллекцию. Ким опять занимается ребрендингом марки – теперь он стремится к роскошному и эксклюзивному стилю. Прошедший стажировку у мастера мрачного романтизма Александра МакКуина и, видимо, у него научившийся обращению с кружевом, вышивками и росписью по ткани, Тимур Ким посвятил новую коллекцию “Tierra Y Libertad!” латиноамериканской эстетике. Глубокое изучение избранной культуры – его конек: дизайнер считает самообразование одной из главных целей. Умело выстроив сценарий показа, вдохновив зрителя музыкой и фотографиями, он выпустил на подиум коллекцию из двух десятков луков. Некоторая вульгарность образов была художественно оправданна заданной темой: любовь и смерть в Мексике пребывают в союзе, как пена черных кружев и тонкие лезвия застежек-молний. Тимур Ким по-прежнему ищет себя – но ему уже можно предсказывать блестящее будущее.
Александра Киаби порадовала зрителей своим отходом от излишней театральности образов: на этот раз она обратилась к стилю сафари, перевернула его в своем духе и смело выпустила огромную коллекцию из вещей, которые можно будет носить. Ее бренд наконец-то движется в сторону prêt-a-porter, оставаясь при этом своеобразным игроком в модном мире Петербурга.
Нельзя не отметить и лучших гостей «Дефиле на Неве». Наташа Дригант из Москвы, уже известная петербургскому зрителю своими показами, привезла коллекцию “Classic”: ее героини, выходившие под стилизованно декадентскую музыку в гармоничных серых платьях с элементами мужского костюма – лацканами пиджаков, галстуками и бабочками, появляющимися в неожиданных местах, - напоминали тоскующих секретарш. Дригант прекрасно играет с фактурой ткани: шелк у нее соседствует с шерстью, порождая непривычную многослойность.
Самые запоминающиеся гости петербургской недели моды – Вячеслав и Егор Зайцевы. Вячеслав Зайцев приехал с фрагментами знаменитых коллекций, меха для которых были созданы петербургскими мастерами Мариной и Сергеем Каминскими, он привез и манекенщиц из собственного Дома моды – в манере 1980-х умеющих порхать по подиуму и восхитительно заигрывать со зрителем одним лишь поворотом головы. Егор Зайцев показал свою последнюю бунтарскую коллекцию «Zеблядичные поляны» - историю девушки, которая в детстве носит платья из «ситчика» (Егор произносит это слово на манер отца), потом вырастает до соблазнительных леопардовых расцветок и наконец выбирает камуфляж. Коллекция полностью экспериментальна: дизайнер играет с геометрией кроя и наряжает моделей в колготки с неоднозначной надписью XYEGOR – для петербургского зрителя это очень смело, это даже не Леон Крайфиш, но при том достойно уважения.
Если расписание 17-ого «Дефиле на Неве» сначала повергало в уныние (нет ни pirosmani, ни Яниса Чамалиди, ни приглашенных новомодных звезд вроде Макса Черницова), то к концу недели стало ясно, что она все же удалась. Для того чтобы повторить подобное в следующий раз, организаторам придется постараться. Правда, у российских дизайнеров еще достаточно амбиций для создания коллекций, способных удивлять.
Ксения Комкова,
для Фонтанки.ру
Модный бизнес по-петербургски
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ