Общественный совет Петербурга решил вспомнить о том, что все мы смертны. И о том, что кладбище - это не только память о нашем славном прошлом, но и, вне всякого сомнения, наше будущее. Мысли о смерти у известных жителей Петербурга, входящих в состав совета, вызвала глава КГИОП Вера Анатольевна Дементьева.
Формальным поводом для совместного заседания комитета по охране и использованию памятников с общественниками стал всемирный день памятников. ЮНЕСКО, придумавшее этот день, задало в этом году в качестве темы «сакральные места». Комитет, и так занимавшийся ими, решил совместить повод с давно наболевшей проблемой.
КГИОП обратился с необычной просьбой — помочь сдвинуть в положительную сторону ситуацию с петербургскими кладбищами. В Петербурге есть 18 исторических кладбищ. Три их некрополя имеют музейный статус -Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII в), Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре, и «Литераторские мостки» на Волковском православном кладбище. Еще три кладбища (Смоленское православное, Новодевичье, историческое ядро Красненького) состоят на охране как объекты культурного наследия. Всего на территории Петербурга 1100 мемориальных объектов под охраной КГИОП. Где-то охраняются захоронения важных для истории города людей, где-то сами памятники на могилах, являющиеся произведениями искусства, где-то все в комплексе.
«Мы сделаем все, что в наших силах. Город ежегодно выделяет большие средства на ремонт и благоустройство захоронений, на реставрацию надгробий. В 2007 году только на ремонт и реставрацию Пискаревского кладбища выделено из городского бюджета 223 миллиона рублей. В этом году будет выполнено работ еще на 100 миллионов. Менее масштабные суммы идут на другие кладбища, но идут — 23, 5 миллиона на Серафимовское, 9,5 миллиона на Большеохтинское, 2 миллиона на Комаровское. Но это не все, что нужно. Да и все пока не охватить. Мы делаем реставрацию, делаем ремонт и уходим. А могилы никто не посещает, никто не ухаживает за ними», - сказала Вера Дементьева.
Революция, две войны, репрессии привели к тому, что состав жителей города очень сильно сменился за последний век. У многих великих людей прошлого просто не осталось родственников в Петербурге — отмечают историки. А значит, и некому прийти к ним на могилу. Захоронения выдающихся военных деятелей, представителей цвета науки, культуры лишены ухода и разрушаются вандалами. Пока Университет ставит памятники некому условному универсанту, могилы вполне определенных универсантов прошлого ветшают. Разрушаются надгробия профессоров Горного института, Военно-медицинской академии и так далее. Вера Дементьева видит тут единственный выход — возродить принцип шефства, или, выражаясь более современным языком — опеки. Глава КГИОП предлагает ведомственный подход.
Об этом она уже некоторое время назад написала в различные петербургские ВУЗы и культурные организации — от того же Университета до Мариинского театра (его бывших звезд тоже хватает на заброшенных кладбищах). Но в лучшем случае получила положительный ответ, только без какой-либо попытки сделать хоть что-то конкретное. А в худшем возмущение — мол, что вы записали в наш список этого врача, он работал не в нашем ведомстве. Однако Вера Анатольевна все-таки не оставляет надежду пробудить память о предках в руководителях всевозможных петербургских организаций.
Реакция Общественного совета на мысли руководителей КГИОП была разной. Глава петербургской Академии художеств Альберт Чаркин, например, возмущенно заявил, что «денег нет». «Что, государство всю нефть продало? И теперь вы решили к преподавателям обратиться? У нас зарплата 3 тысячи рублей», - возмущался он. Однако получил заверение Веры Анатольевны, что деньги есть. А нужна элементарная забота.
В итоге Общественный совет решил помочь, и, скорее всего, скоро обратится ко всем, кто может это сделать. А пока создал комиссию, рабочую группу, поручил поработать советам в 18 районах города и т.д. «Город мертвых - это неотъемлемая часть города живых. И наше отношение к нему — мерило нравственного состояния общества», - заключил один из общественников.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Memento mori
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ