Родители петербургских школьников все чаще негативно настроены против учителей, утверждают социологи. Из-за этого с каждым годом риск профессии учителя растет и в скором времени придется защищать не учеников (общеизвестно, что если в школе происходит конфликт, виноват, как правило, учитель), а преподавателей. Несмотря ни на что, в Петербурге все еще жива вера в элитную школу – родители верят, что если ребенка перенасытить занятиями, знать он будет больше.
Лишь 19 % петербургских родителей считают, что в жизни нужно надеяться только на себя и лишь 7 % верят – школа положительно влияет на здоровье, - таковы результаты опроса «Школа глазами родителей», проведенного научным коллективом петербургской Академии постдипломного образования.
Второй раз в новейшей истории России петербургские социологи попытались понять, чего же ждут жители города от школы и педагогов. Первое исследование проводилось в 2000 году, оказалось, что за несколько лет ситуация пусть и не кардинально, но изменилась. «Мы увидели, что за 7 лет увеличилась уверенность родителей в том, что их лучше информируют о том, каких успехов добивается их ребенок, какие у него неудачи», - говорит профессор петербургской Академии постдипломного образования Семен Вершловский. По его словам, при проведении нынешнего исследования учитывались три важнейших составляющих: позиция родителей по отношению к школе (готовы ли они помогать ей и активно участвовать в образовательном процессе), идеальное образовательное учреждение в их представлении, и в каких школах на самом деле приходится учиться петербургским детям.
Любопытно, что, по мнению специалистов, родители-партнеры (люди, которые активно участвуют в работе попечительских советов и родительских организациях) более социально активны, чем «зависимые люди» (те, кто не готов разбираться в проблемах собственного чада). Так, например, согласно полученным при проведении исследования данным, 47% взрослых хотят, чтобы их дети получили в школе максимально высокий уровень знаний. Эти же родители наиболее социально активны. Правда, преподаватели говорят, что это не всегда хорошо.
«В Петербурге жива вера в элитную школу, - жалуются специалисты Академии постдипломного образования, - отсюда сумасшедшие перегрузки детей и уверенность родителей в том, что можно купить образование». В учебном учреждении должна быть, прежде всего, хорошая атмосфера. Тогда ребенок идет в школу не как на каторгу и ему хочется учиться.
Как выяснилось, петербуржцы совершенно не готовы к поступлению собственных чад в школу – юридически безграмотных аж 90%. Согласно идеальной модели социологов, родители должны знать хотя бы два основных закона, касающихся образования. Тем временем, 60 % родителей не удосужились прочитать хотя бы закон «Об образовании», а 15% не изучили «Конвенцию о правах ребенка». Специалисты же считают: для того, чтобы отстаивать права своего чада - знание юридических норм просто необходимо. «Люди даже не знают типы и специфику образовательных программ того или иного учреждения», - сетует завкафедрой педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ имени Герцена Ирина Хоменко. Кроме того, большая часть родителей не интересуется, чем занимается их ребенок в течение учебного дня: «Современные родители относятся к школе как к банку», - говорит директор гимназии № 166 Игорь Карачевцев.
В Петербурге совершенно не налажена система обратной связи с родителями. Люди попросту испытывают страх перед школой: «Не секрет, что перед кабинетом директора школы у родителя дрожат лодыжки, даже если он гендиректор крупного предприятия», - говорят учителя.
Ситуацию можно улучшить. В первую очередь при помощи… всемирной паутины. «Мы хотим, чтобы к началу сентября сайты были у всех школ Петербурга», - заверяют в комитете по образованию. Таким образом, чиновники планируют наладить обратную связь с родителями.
Руководители образовательных учреждений, имеющих собственную страничку в интернете, говорят, что такие способы общения действенны. Так, к директору гимназии N166 родители обращаются даже по, казалось бы, вполне разрешимым вопросам. Одной из последних просьб оказалось прекращение словесной баталии учеников в интернете. «Я должен отслеживать этот информационный поток и сидеть день и ночь в «ВКонтакте», - полушутя-полусерьезно говорит Игорь Карачевцев.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Социологи: в Петербурге жива вера в элитную школу
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ