Махинации и мошенничество страховых компаний по линии ОСАГО обсуждали в понедельник в Законодательном собрании. Поводом поговорить на тему страхования стала корректировка закона об ОСАГО, которая вступает в силу после 15 апреля. Cпустя лет пять после того, как по стране было введено обязательное автострахование, специалисты собрались обсудить накопившиеся проблемы.
За годы действия ОСАГО среди автомобилистов устаканилось мнение: это обязательная «мзда» в размере 3000 тысяч рублей в год, которая в случае необходимости превращается в аттракцион, не приносящий должной компенсации, обрекающий на беготню по инстанциям, несправедливые оценки, отмашки, потерю нервов и сил, и много-много головной боли. Поэтому, если машина не старая, лучше заплатить страховой кампании 10 процентов стоимости автомобиля в год, оформив каско, и жить спокойно.
Но ОСАГО не формализовалось. Оно ожило, благодаря законодателям. Вступили в силу новые поправки в закон об обязательном страховании «автогражданки» (ОСАГО). Новые правила подразумевают наличие установленного лимита выплат на пострадавшего ДТП в размере 160 тысяч рублей. Установлены лимиты и механизм выплаты иждивенцам в случае смерти потерпевшего: 135 тысяч рублей делятся в равных долях на всех лиц, имеющих право на возмещение вреда, а остальные 25 тысяч рублей выдаются как расходы на погребение. Кроме того, продлеваются сроки рассмотрения заявлений от потерпевших с 15 до 30 дней. Эта часть поправок вступила в силу еще первого марта.
А первого июля этого года в силу вступят положения закона, благодаря которым пострадавший сможет обращаться за компенсацией ущерба не в страховую компанию виновника аварии, а в свою собственную. Уже потом страховые компании будут разбирать между собой вопросы перечисления денег.
Еще позже, с первого декабря этого года, согласно новым поправкам, на место мелких ДТП водители смогут не вызывать сотрудников ГАИ. Но это будет возможно лишь в случае, если стороны на месте по обоюдному согласию решают - кто прав, а кто виноват в аварии, если в ДТП не пострадали люди, а владельцы авто на месте аварии оценили материальный ущерб на сумму, не превышающую 25 тысяч рублей.
Но нововведения на заседании в ЗакСе посчитали вторичными. Слишком уж много вопросов за последние годы накопилось к страховым компаниям Петербурга: занижают сумму выплат, а то и вовсе не отдают деньги, отправляя несчастных автомобилистов в суды. В некоторых компаниях, в основном, являющихся филиалами московских фирм, это едва ли не «политика партии». Как сообщил руководитель Инспекции Росстрахнадзора по Северо-Западу России Кирилл Михалевский, в 2006 году было выдано 152 предписания на устранение имеющихся нарушений страховыми компаниями, работающими в Петербурге, а в 2007 году – уже 276. «Две трети нарушений касаются невыплаты страхового ущерба гражданам», - отметил Михалевский.
И.о. зам. начальника отдела ОРЧ № 9 УБЭП ГУВД Вячеслав Сапа сообщил иную статистику: за прошлый год на территории города и области было возбуждено около 150 уголовных дел в области страховой деятельности. 95 из них касаются растрат и присвоения чужих средств, 55 — мошенничества. Причем и со стороны страховых компаний, и со стороны страховщиков, которые выдают липовые договора страхования, и со стороны групп граждан, «разводящих» страховые компании.
Михалевский к этому добавил немного аналитики к историям о тех компаниях, которые работают на рынке российского страхования, но заведомо не имеют средств для выплаты по страховым случаям. По его словам, деньги автовладельцам не возвращают небольшие страховые компании, которым ни к чему держаться за свое доброе имя. Некоторые фирмы создаются исключительно для привлечения средств граждан. А прорехи в законодательстве позволяют им превращаться в финансовые пирамиды, после краха которых даже по суду граждане уже не могут вернуть незаконно присвоенные деньги. При этом страховщики сами не стремятся создавать некую базу данных мошенников. Среди компаний, лишенных лицензий за недобросовестную деятельность, только в последнее время Михалевский назвал четыре: «Доверие», «Страховое общество Содружество Независимых Государств», НСК «Рекон» и СО «Зенит».
За страховые компании заступился руководитель представительства российского Союза автостраховщиков в СЗФО Петр Щербаков. Он рассказал, что бедные фирмы порой не могут разобраться, кто прав, а кто виноват в ДТП из-за сотрудников ДПС, не заполняющих все графы в протоколах. В результате компании потом забрасывают письмами ГИБДД с запросами, на которые так и не получают должного ответа. А еще беда рынка в недостаточной проработке страхового законодательства. А вот со сроками выплат, по мнению Щербакова, никаких проблем не возникает. По данным Союза, количество жалоб от автомобилистов составляет всего 0,15 процента от количества страховых случаев. И только половина из них признаются обоснованными.
Ему не поверил представитель НПП «Лига экспертов» Михаил Успенский. По его мнению, такая статистика по жалобам существует только потому, что автомобилисты ничего не знают о существовании надзорного ведомства за страховыми компаниями и о российском Союзе страховщиков. Они вообще, по его словам, порой не знают, куда обратиться и кому жаловаться, - поэтому и статистика по обращениям такая низкая. А в это время в страховых компаниях навязывают автомобилистам экспертов, издеваются над ними в ГИБДД, заставляя ждать оформления по два-три дня, слышать в коридорах ругань с матами.
«Халтурщики делают оценки... Кто дал право оценивать стоимость деталей «Фольксвагена» из Арабских Эмиратов 2001-го года, учитывая еще и износ деталей? ...Мошенники обдирают страховые компании, страховые компании обдирают простых граждан. Ненаказание мошенников приводит к еще большим убыткам. Есть ли у страховых компаний кодекс этики?!» - «понесло» эксперта Успенского.
Его пыл остудил заместитель начальника 12-го отдела УГИБДД Александр Кузьмин. Он сообщил, что только за первый квартал 2008-го года в городе произошло 37 тысяч ДТП без пострадавших, что на 2,5 тысячи больше, чем в прошлом году. А количество сотрудников ДПС при этом не увеличилось. Количество ДТП с погибшими и тяжело пострадавшими гражданами уменьшилось.
«Мы были бы рады, если граждане сами будут разбираться на месте, но именно разбираться и приходить к согласию. А не так, чтобы сотрудник ДПС приезжал разнимать стороны, чтобы они друг друга не убили...» - отметил Кузьмин.
Ряд участников депутатских слушаний сошлись во мнении, что автомобилисты, покупая машину, сами виноваты — не читают договора по страхованию.
Терентий Мещеряков, как организатор мероприятия, уже готов был схватиться за голову — ведь власти впервые обратили внимание на эту проблемную тему, а тут столько подводных камней вылезло. Впору рабочую группу создавать для разрешения спорных вопросов. Что он и предложил. Сидевший рядом вице-спикер парламента Сергей Анденко систему автомобильного страхования просто сравнил с медицинскими страховыми случаями: «Получается так, что больной сам виноват. То есть он согласился на операцию по вырезанию аппендицита, а как она будет проведена, там уж неважно, как получится. Почему же страховщики и союз не продумали систему, при которой автомобилисту не надо было бы вообще изучать договор и не опасаться подвохов?».
Мещеряков же решил, что гражданам просто не хватает информации. И о договорах ОСАГО, и о страховых компаниях. Так вот, если у граждан есть вопросы, обращаться надо: в инспекцию страхового надзора по СЗФО (на Большой Конюшенной, 29/42, по телефону 312-9293); в представительство российского Союза автостраховщиков в СЗФО (на Днепропетровской, 3 по телефону 764-0303) или в ЗакС, на Исаакиевскую, 6 - к депутату Терентию Мещерякову. Через год статистика по жалобам будет совсем другой, - уверен народный избранник.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
Страх к страховке ОСАГО
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ