Иногда создаётся впечатление, что Пётр Великий в своё время окошко в Европу прорубил только для того, чтобы художнику Виктору Богораду дышалось легче. Он (Виктор Богорад, а не Пётр Первый) ловко маскировался, и даже умудрился получить высшее образование – но его дурацкая и несерьёзная привычка рисовать карикатуры даже на трамвайных билетах привела к тому, что первая его официальная публикация в журнале «Аврора» случилась ещё в далёком 1973 году. После многообещающего дебюта в насквозь советском журнале "Запад" с чистым сердцем официально признал дурашливость Богорада: вскоре он был удостоен аж шестнадцати международных премий: в Италии, Югославии, Турции, Польше и многих других странах.
Карикатуры Виктора Богорада с неприличным постоянством публиковались (и публикуются) в прессе Германии, США, Швейцарии, Франции, Израиля, Эстонии, и естественно! – России. Некий британский политолог (вероятно, душевнобольной) получил учёную степень и признание коллег благодаря своей монографии «Хроника “перестройки” в карикатурах Виктора Богорада». В 1992 году художник был награжден национальной премией «Золотой Остап». С 1975 года на протяжении десяти лет Виктор отправлял обязанности секретаря Клуба ленинградских карикатуристов.
Среди его книг – пять томов в самиздате (1980-1985); два издания «Bitte recht freundlich» (1987, 1990, Eulenspiegel, Berlin); «Такие дела» 1991, «Лира» СПб; «Нюанс» 1996, «Брод» СПб., и другие. Его персональные выставки проходили в Германии, Франции и Швейцарии, а по экспозициям в составе группы карикатуристов «Нюанс» (куда, кроме Богорада, входят ещё Вячеслав Шилов и Леонид Мельник) можно просто учить географию.
Политические карикатуры Богорада отличает удивительное свойство: в отличие от многих подобных работ «на злобу дня», они не утрачивают актуальности даже спустя годы. А около «просто картинок» художника многие смеются, причём каждый видит в них что-то своё. Достаточно почитать книгу отзывов, чтобы удивиться тому, какие разные, богатые и порой диаметрально противоположные ассоциации вызывает у людей, например, простая сценка из ресторана или портрет клоуна.
Соединив высокое искусство и злободневную карикатуру, Виктор Богорад стал родоначальником нового жанра, который он окрестил artoon (art+cartoon, по-английски – искусство и карикатура) – большие цветные работы пастелью, многие из которых уже «разлетелись» по частным коллекциям Германии, Швейцарии, США и Люксембурга. Забавные и философские весёлые картины, после просмотра которых почему-то становится немного грустно. Если вы хотите убедиться в этом лично – то у вас есть возможность посетить персональную выставку Виктора Богорада «32 марта», которая открылась в Еврейском общинном центре (ул. Рубинштейна, дом 3) и будет экспонироваться до конца апреля.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру