В новом зале Манежа 4 апреля открылась выставка «Переучет» - не до конца еще отремонтированное здание бывшего архива на три дня захватили молодые художники. В результате получилось ровно то, что в последнее время происходит со всеми новыми выставочными пространствами, где живет современное искусство. То есть совершеннейший сквот. Не поймешь – то ли отличная вечеринка, то ли вполне неплохая выставка.
Здание у Львиного мостика, где до лета размещался архив городского суда, Манеж получил в свое распоряжение еще в августе, но до сих пор в нем делали ремонт. Теперь же все трехэтажное здание, а заодно и двор, захватили лучшие силы молодых художников и устроили здесь акцию «Переучет», пытаясь как-то обыграть все, что осталось здесь от прежнего обитателя.
Манеж, думается, давно нуждался в новом здании – и дело тут не в том, что выставочный зал разваливался или там протекала крыша – тьфу-тьфу, здание на Исаакиевской в полном порядке. Оно обладает совершенно другим свойством, ничуть не лучшим, а то и худшим. Любая выставка превращается в этом пространстве в нечто серое, блеклое и донельзя жалкое. То ли дело в слишком большой площади помещения, совладать с которым не под силу ни одному куратору, то ли в грязных холщовых стендах, придающих любой работе такой вид, как будто ее написал художник-портретист с Невского. В последнее время дело казалось вовсе безнадежным: ничего кроме выставки детских рисунков и жалкого обзора питерского искусства в Манеже не появлялось. А стоило забрезжить чему-то новому и интересному, как этой зимой, когда здесь разместилась выставка «Молодая петербургская фотография» - как оно тут же блекло и начинало выглядеть нелепо и скучно. Одним словом, новое здание Манежу было необходимо – меньше размером, такое, чтоб с самими помещениями художники могли играть. Наконец, какое-то пространство для выставок камерных, а не монументально-размашистых.
Как это часто бывает с выставками обзорными (а «Переучет», скорее всего, именно к таким и относится) – проект молодых художников объединяет их работы очень относительно. Никакой общей идеи здесь нет. «Переучет» во многом перекликается с недавней «Памятью полей» в галерее «Глобус»: та же ретроспективность, только намного шире. В «Глобусе» показывали свои работы художники одного круга, если угодно – направления (хотя это громко сказано) – «Непокоренные», обитатели сквота на одноименном проспекте. Кто-то из «Непокоренных» представил свои работы и на «Переучете» - например, склонный к торжественно-ироничному монументализму Лья Гапонов. Его работа, представленная на выставке – пожалуй, образцовая, или хотя бы очень показательная. Он, пожалуй, смелее и открытее всех обыграл пространство архива суда. На первом этаже, в одном из залов, вся стена заставлена шкафами, на которых некогда располагалась, судя по надписям, списанная аппаратура. Гапонов шкафы эти осветил изнутри ярким светом и усыпал цветами. Получилась такая милая игра в Энди Уорхолла: в точности как у классика поп-арта, у Гапонова работа состоит из абсолютно одинаковых деталей, которые различаются только цветом. В то же время, это такое ироничное прощание, есть в работе что-то траурное. С чем? Черт его знает. Может, со старым архивом. А может, с пыльным и старым же Манежем.
Иван Чувиляев,
для Фонтанки.ру
Архивные данные в новом Манеже
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ