Давным-давно (если быть точными, то в 1971 году) банк на Бейкер-стрит был ограблен, причем дело сначала активно освещалось в прессе, а спустя всего 4 дня об этом было запрещено даже говорить. И вот, спустя более 30 лет, с истории сняли табу. Сценаристы Дик Клемент и Йен Ла Френас («Смываемся», «Гол») задумали не просто порассуждать на эту тему, но, будучи очевидцами той ситуации, предложить свою версию случившегося. Они пригласили режиссера Роджера Дональдсона («Самый быстрый «индиан», «Тринадцать дней») и сообразили на троих почти документальное.
Действие картины разворачивается в 1971 году в Лондоне. Жулик Терри, которого играет Джейсон Стэтхэм («Адреналин», «Перевозчик», «Карты, деньги, два ствола»), занимается продажей подержанных машин и по чуть-чуть обманывает честных верноподданных ее Величества. В один прекрасный и туманный лондонский день к нему приезжает его бывшая пассия и предлагает рискованное дельце: ограбить банк в самом центре английской столицы. «А почему бы и нет? – отвечает на это Терри. - Моцарт аж в пять лет написал свой менуэт. Я тоже хочу прежде, чем уйти из жизни, заявить о себе». Ну, а дальше все по традиционной схеме фильма об ограблении: подбор команды, организация, ограбление и его последствия.
Изюминка сюжета заключается в том, что банк, который ограбят герой Стэтхэма и его команда, просто склад для шантажистов. В подземном бункере не хранятся разве что компрометирующие фотографии Папы Римского. И на самом деле ограбление этого банка заказало само английское правительство, чтобы добыть пленку, на которой запечатлена принцесса Маргарет и двое ее любовников. Но помимо этого королевского портфолио персонажи фильма также обнаружат фотосессию в стиле садо-мазо практически всех членов парламента и список продажных полицейских с расценками. В общем, за шайкой Терри гонится и полиция, и агенты Ми5, и весь преступный мир Лондона. Найти выход из такой щекотливой ситуации и предстоит главному герою.
У персонажа главного шантажиста Майкла Х (непосредственный хозяин снимков принцессы) есть реальный прототип, создатели фильма даже имя не стали менять. В 60-ых годах прошлого века жил такой Майкл де Фреитас, известный более как «Майкл Х». Он был черным революционером, активистом гражданских прав, писателем, торговцем наркотиками, шантажистом… В общем, крупной политической и публичной персоной, которая попортила нервы английскому правительству. Он фактически легально и открыто занимался распространением и поставкой наркотиков и сутенерством, но полиция вплоть до 1971 года его и пальцем не трогала. А в 1972 его осудили за убийство английской подданной и повесили через три года. По версии сценаристов, сразу после ограбления банка, в котором и хранились компрометирующие. Причины такого, сначала беспечного и безнаказанного поведения, а потом назначенной казни как раз и объяснены в картине. Кстати, личное дело Майкла Х будет рассекречено только в 2054 году.
Питер Де Джерси весьма убедительно изобразил Майкла Х. Его персонаж «мечет молнии» глазами, брызгает слюной в лицо представителям власти, а также надевает ошейники с шипами на людей с европейским цветом кожи и играет с ними в белого раба и его хозяина.
Но, конечно, основная ставка создателей картины была сделана на Джейсона Стэтхэма. На этот раз он выступил в весьма необычном для него амплуа – помимо очаровательного и накаченного бандита он еще и любящий муж, и отец двоих детей. Зритель сможет оценить его драматический талант в сценах, где его жена устраивает взбучку, узнав, чем же это на самом деле занимается на работе муженек. Но не стоит отчаиваться. Фирменная драка, которую Стэтхэм как всегда сыграл без дублеров, вернет его образу былую мужественность.
Среди врагов Терри встретится Дэвид Суше, который запомнился зрителям в роли Эркюля Пуаро из одноименного сериала. В 61 год он может дать фору любому молодому лицедею. Его персонаж Лью Фогель (такой и правда существовал) - шантажист и хозяин притона – подкупает своим нестандартным мышлением. На предложение торговать наркотиками «добропорядочный» Фогель отвечает: «Никогда. Ведь наркотики приводят к деградации наших детей. Шлюхи, только шлюхи».
В сравнении с ним герой Ричарда Линтерна («Мечты Кассандры», «Чисто английское убийство») – государственный служитель Тим Эверетт, который и придумал заполучить снимки принцессы путем ограбления, кажется скучноватым, неинтересным и бесхарактерным.
От него недалеко ушла Саффрон Бероуз («Фрида», «Троя»). Она играет модель Мартин Лав, марионетку, через которую тот самый Эверетт и управляет ходом операции. Бесспорно, мужскую часть аудитории она сначала поразит внешними данными модели. Но даже сильная половина человечества вскоре устанет от ее однообразного выражения лица в кадре.
Основная задумка фильма подкупает зрителя: тайна преступления наконец-то раскрыта. Но картина перегружена сюжетными линиями. Даже ограбление не добавило нужной доли динамичности. Поэтому, если хотите пощекотать нервы, лучше обратитесь к мистеру Оушену. Если же хотите насладиться талантливым и хитроумным хищением, то … опять же обратитесь к мистеру Оушену.
«Ограбление» сотворили настоящие англичане – в нем сдержанные ругательства (самые ругательные слова – "коварная особа" и "интриганка"), взвешенные и аргументированные точки зрения, уничтожающие желание предполагать и фантазировать, а также чисто английский юмор, который говорит сам за себя. И смеется тоже только сам.
Разве что плакаты на стенах, взывающие к «свободе Анджеле Дэвис», пышные мужские прически и бакенбарды, бархатные пиджаки и брюки-клеш, борьба за мир во всем мире, холодная война и философия хиппи смогут пробудить приятное чувство ностальгии по семидесятым и даже вызвать грустный вздох о «былом времени» у старшего поколения. Да и это наскучит довольно быстро…
Валерия Петрова,
Фонтанка.ру
Чисто английское ограбление
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ