Странный мы всё-таки народ, журналисты и обозреватели, во всём негатив видим, усматриваем подвох: мол, чернухи и пошлости в «ящике» много, а вот культурного и изящного – так мало. Мы критикуем, нас за это тоже критикуют, ссылаясь на какого-то мифического г-на Рейтинга, который горой стоит за все «чернушные» передачи… И я вдруг подумал: а не пойти ли от противного, как говорится? Не начать ли генерировать позитив?
Допустим, всевозможные ТВ-шоу... Берём установку «а мне нравится!» и ищем позитив – например, я тоже считаю, что Ксении Собчак самое место в цирке. Раньше только я так думал, а теперь – вся страна. Холодной и неуклюжей Анастасии Волочковой самое место на льду – она там лучше сохранится. Всё логично. Танцуют ли люди, катаются ли на коньках или парят под куполом цирка – всё равно это происходит в редкие и короткие промежутки между блоками рекламы.
Довелось мне побыть дома несколько дней кряду: температура, читать не могу. От безысходности смотрел телевизор. Посмотрел-посмотрел и усомнился: а грипп ли у меня? И нет ли осложнений на голову? Судите сами: пивные бутылки разговаривают человеческими голосами. Ну не бывает же такого! Я в метро еду с работы – люди пьют пиво, на работу в маршрутке – опять-таки индивидуумы жидкость из банок и бутылок потребляют. Днём, утром, вечером. Пьют в общественном транспорте всегда, как в пивбаре. Теперь вот Госдума решила ограничить рекламу алкоголя на транспорте; поправки в закон «О рекламе» должны запретить ее также на остановках общественного транспорта, на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена и на других объектах транспортной инфраструктуры. Это, конечно, здорово. Но лучше бы проследили за тем, чтобы алкоголь во всех вышеперечисленных местах не пили. А что до телевизора, то в нём – пиво и пустота, сплошной Пелевин: бутылки разговаривают, и при этом всё на темы общения напирают. Какие-то юнцы, для которых пиво и общение, похоже, практически неразличимы, мне «тыкают», своё общение навязывая. Ой. Простите: это уже не пиво – это какой-то оператор сотовой связи. Тоже про общение, и провайдер какой-то странный: всё время яйца рисует, причём – где попало. Спасибо, я лучше позвоню по городскому. Переключаю канал.
И тут не легче: какие-то вкрадчивые женские голоса мурлычат: «Ты – желанна». Я очень сильно вздрагиваю. Опять переключаю – вообще ужас: нежный мужской голос мне сообщает: «Педики знают, что нужно вашей собаке»… Пардон, это тогда не педики, а зоофилы?.. А, понял: речь о Pedigree – корм такой для собак. Ну, слава Богу. Дальше – уже лучше: опять женщина. Правда, она мне бормочет, что я чего-то там «достойна». Опять переключаю канал. И снова девушка – эта убеждает меня немедленно побрить ноги. Ну, хорошо, побрею я ноги. Трудно, что ли? Если женщина просит.
Конечно, телевидение безумно расширяет наш кругозор, обогащая мозг совершенно бесполезными знаниями. Например, теперь я в курсе, что у Марии Шараповой есть какие-то белые пятна на платье, когда она ходит на дискотеку – но их никто не видит, потому что она пьёт свой любимый сок. Она сама, между прочим, об этом сообщила, с очаровательным сибирско-американским говорком. Шараповой это позволительно: она, в конце концов, теннисистка, а не специалист по культуре речи. И это ещё ничего. А что такого? Вот выдержи из передачи Андрея Малахова все его «А-а-а-а…», «Мнэ-э-э-э…», «И-и-и-и…», «Э-э-э-э…» и «Не переключайтесь, не переключайтесь!» – так передача минут на двадцать короче станет.
А всем алкашам я рекомендую передачи Виталия Вульфа под названием «Мой серебряный шар». Но здесь фишка уже не в дефекте речи: какую бы актрису, какого актёра ни вспомнит многоуважаемый Виталий Яковлевич, тут же всплывает: «Он не был безгрешен… Она пила алкоголь… От горя он стал всё чаще заглядывать в бутылку… Он (она) начал пить… Он неделями не выходил из запоя…» – какие-то хроники о хрониках, а не об искусстве. Здесь Глеб Пьяных со своим необыкновенно красивым голосом и «скандальчиками, интрижками, расследованьицами» просто отдыхает. Хотя непонятно, почему у нас вообще ещё остаются алкоголики: только в нашем городе есть штук десять каких-то маститых докторов и клиник, которые от алкоголизма избавляют, что называется, в одно касание; а таблеток, что навсегда избавляют от такого недуга – вообще море. Не верите? – посмотрите телевизор!
Впрочем, как я уже упомянул, наш кругозор и тягу к знаниям реклама развивает куда больше любых передач: не так давно я заинтересовался, почему в рекламе во время разговора о молочных продуктах показывают женские трусики. И знаете, что выяснил? Вы не поверите: молочница – это не сестра Весёлого молочника, а просто какая-то нехорошая болезнь. Вообще, сегодня вовсе не обязательно учиться в медицинском институте: достаточно пару дней внимательно посмотреть рекламу – и вы уже специалист по вспучиванию живота, по поносам и запорам, по перхоти и липосакции, по кариесу и геморрою. Это же прекрасно! Когда-то популярный журнал «Здоровье» предупреждал об опасностях самолечения. Теперь к этому призывают все телеканалы. Вот где торжество демократии! А то: «врач, специалист»… Ни фига: телевизор лечит! И без Чумака или Кашпировского, и полис ОМС не спрашивает. Просто пятиминутная рекламная пауза, и вы здоровы.
И ещё одного не понимаю. Вроде телевидение у нас «народное» (я читал об этом в газетах). Ну, или общественное – какая разница? Важно, что оно и моё немножко тоже. И если даже допустить, что 90 процентов населения обожают Евгения Петросяна, то десять – ну, пускай пять процентов нашего народа – хотели бы в выходной или вечерком увидеть по ТВ не «Иванушек», не «Блестящих» и не кого-то на льду, а послушать-посмотреть хороший оперный или драматический спектакль, симфонический концерт. Судите сами: если я кротко терплю Петросянов, Якубовичей и Малаховых – то почему и остальной электорат не мог бы вытерпеть один спектакль или концерт в неделю, на общественном-то телевидении? «Полноте, есть же канал «Культура»!» – возразят мне. Но наличие одного-единственного канала «Культура», как мне представляется, не должно автоматически переводить все остальные каналы, условно говоря, в категорию каналов «быдло».
С интересом читал в «Коммерсанте» интервью руководителя НТВ Владимира Кулистикова. Газета интересуется: «Жизнь без патологий, маньяков, трансвеститов вы считаете скучной?». «Она, по крайней мере, не зрелищна, а телевидение – это зрелище», – отвечает Владимир Кулистиков. Да вот только собственно зрелищ на НТВ раз-два и обчёлся, почти все их «скандалы-интриги-расследования» сильно банальным вуайеризмом отдают и частенько основаны на роликах, которые пытливые граждане уже в интернете видели. В ход идут не отличающиеся особым вкусом инсценировки – как ставшие уже притчей во языцех «Лихие 90-е» с Анастасией Мельниковой. А появление в кадре Сергея Полянского, лицедействующего на фоне руин в роли «спасателя» после землетрясения, катастрофы или схода лавины, вообще кощунством попахивает.
Вообще, все наши «главные» кнопки удручающе одинаковы: реклама идёт везде одна и та же, а в промежутках – одни и те же лица в сериалах, различие между которыми можно обнаружить, лишь заглянув в программку. Лично меня больше всего порадовала реклама, что крутилась в преддверии президентских выборов: в одном из роликов за «пойти на выборы» агитировал Дмитрий Дюжев. Актёр, всероссийское признание к которому пришло после того, как он сыграл роль бандита Космоса в сериале «Бригада» (кстати, единственный фильм, в котором мир уголовных «братков» преподносится, как романтическое братство «правильных пацанов»), до сих пор у многих россиян ассоциируется именно с уголовным миром. И когда уголовник вдруг надевает белую сорочку, чёрный костюм и воодушевлённо призывает вас прийти на выборы, это радует: значит, жить будем если не по законам, то хотя бы по понятиям. Наверное, надо радоваться такому позитиву – тем более, что другого в ближайшем будущем всё равно не предвидится.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру
«Нет» белым следам на ТВ
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ
ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА
Станьте автором колонки