Скандал, разгорающийся в петербургской Консерватории, потребовал вмешательства главы Роскультуры Михаила Швыдкого. В среду утром он встретился с профессорско-преподавательским составом заведения. Попали на встречу не все преподаватели, но было их явно больше, чем того хотелось ректору Александру Чайковскому. Глава Роскультуры приехал с явным желанием помирить враждующие стороны и заявил, что суда Линча в учреждении не допустит. «Уволить ректора было бы проще всего, я даже знаю, за что его можно уволить. Но сначала нужно разобраться в сути проблемы», - сказал Швыдкой профессорам. Впрочем, поняв, что мира не получается, он заявил, что то, как Чайковский объясняет найденные в его вузе нарушения, Роскультуру не устраивает.
Приказ о встрече со всем профессорско-преподавательским составом Михаил Швыдкой, как представитель учредителя вуза, издал на прошлой неделе. Почти сразу за этим ректор Консерватории Александр Чайковский издал другой приказ - о том, что на встрече будут присутствовать только члены ученого совета. Однако в небольшом конференц-зале собрались почти все педагоги. Вскоре выяснилось, что все желающие послушать главу Роскультуры не помещаются, и собрание стихийно перебралось в Малый зал Консерватории. Именно об этом разночтении был первый вопрос к ректору и Михаилу Швыдкому, на что Михаил Ефимович сказал, что хотел встретиться со всеми, кроме студентов — потому как именно об ответственности перед молодым поколением и собирается говорить. Объяснение же Чайковского по поводу решения сократить состав участников встречи прозвучало крайне неубедительно. Но, в любом случае, на встречу попали почти все желающие.
Александр Чайковский представил коллективу Михаила Швыдкого как «нашего учредителя, друга и коллегу», но московский гость поспешил дистанцироваться от таковой дружбы. Он заметил, что хороший музыкант и хороший управленец, к сожалению, не всегда уживаются в одном человеке. Чиновник заявил, что приехал не для того, чтобы защищать ректора. «Руководство Консерватории неправильно отреагировало на проверку. Вместо того, чтобы издать приказ об исправлении недочетов, наказании ответственных, начались непонятные действия. Хочу сказать, что исправлять нарушения все равно придется, вне зависимости от того, как изменится новое правительство — останется ли Роскультура в его структуре, поменяется ли руководство агентства и министерства», - отметил Швыдкой.
Одной из главных ошибок руководства Консерватории чиновник назвал большой разрыв между зарплатами руководства и рядовых сотрудников (более чем в 3 раза) и невнятную процедуру выдачи грантов. Естественно, все видят, что происходит, и моральный климат в вузе это не улучшает.
С другой стороны, Михаил Ефимович покритиковал и рядовой коллектив заведения. Он заявил, что эпистолярному жанру его сотрудники уделяют больше внимания, чем обучению студентов. Роскультура завалена их письмами «в духе 30-х годов». «Уволить ректора не проблема, но что дальше. А может нам включить в список праздничных мероприятий к юбилею Консерватории возбуждение уголовного дела? Как считаете — это хороший подарок? Очень повысит рейтинг вуза», - иронизировал он.
Михаил Швыдкой в очередной раз подтвердил, что является мастером полемики. Он старался не отвечать на особенно резкие выступления в свой адрес, просто передавая микрофон следующему выступающему. Или переходил в атаку, отвечая обвинениями на обвинения: «Почему ваша профсоюзная организация не борется за ваши права?!», «Вы сами голосовали за Чайковского!».
Досталось от него и прессе. «Возникает ощущение, что в Петербурге все проблемы решены, вот только в Консерватории кое-что нужно подправить», - удивлялся глава Роскультуры.
«С 2005 года все концертмейстеры несут нагрузку в два раза больше нормы, а договоры у нас подписаны только на одну ставку», - жаловались ему. «На любом договоре стоит две подписи — руководителя и ваша. Раз вы подписали - это, значит, согласились. Нужно было хотя бы написать об этом мне. Я понимаю, что после такого письма вас могут уволить на следующий день. Но обещаю, что с вами этого не произойдет», - отвечал московский гость. Кстати, последние увольнения критиковавших Чайковского проректоров Михаил Ефимович назвал «юридически неправильными», сославшись на «мнение коллег». Правда, по поводу восстановления уволенных уверенности у него не было — «если проректор не разговаривает с ректором, то как им работать вместе».
В качестве главного зла сотрудники учреждения называли, впрочем, не ректора, а привлеченных им в экономический и административный отделы людей, которые «взялись командовать Консерваторией в стиле уличных регулировщиков». В том числе высказывались претензии и к адвокату Макарову, который по закону вообще не имеет права работать на посту проректора, не оставив адвокатскую коллегию.
Один из уволенных - Гинтаутас Жяльвис - публично передал Михаилу Швыдкому документы, подтверждающие, якобы, тот факт, что из бюджетных денег нескольким десяткам студентов были выплачены премии в 20 тысяч рублей, из которых каждого заставили вернуть «нужным людям» по 15. Всего из 900 тысяч учащимся пришлось возвратить более 700. А это «особо крупные размеры». Жяльвис рассказал, что найденный Роскультурой неправильно заключенный договор по аренде помещений на Невском, 70, был не просто неправильно оформлен — там дело куда хуже. У фирмы, с которой заключали контракт на проведение конференции, есть только подвальное помещение. И никакой конференции, конечно же, в нем не проводилось. На это Швыдкому ответить было уже нечего — он лишь удивился тому, как хорошо творческие работники знают Уголовный кодекс, и повторил, что поспешных выводов не будет. Все решения после анализа документов будут озвучены на конференции, которая назначена на 15 мая.
«Когда будете предлагать нам нового ректора, а я уверен, что это неизбежно, постарайтесь не давать больше разрешений на совмещение. Чтобы как с Александром Владимировичем, у ректора Консерватории не было еще 2-х рабочих мест в Москве. Мы найдем вам такую кандидатуру, которая сможет заниматься только Консерваторией», - напутствовал спешащего на стройплощадку второй сцены Мариинского театра еще один уволенный Чайковским проректор Николай Мартынов.
Сам же Михаил Швыдкой попрощался с собравшимися совсем оригинально. «Меня ждут строители, они люди еще менее культурные, чем вы, так что их заставлять ждать нельзя», - сказал он, и, увидев побелевшие лица, поспешил добавить, что это шутка.
Алексей Владимирский,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Консерватория: увольнение с пистолетом
Швыдкой лично разберет кризис в Консерватории
Консерватория наиграла на 15 миллионов
Консерватории могут подарить дело. Уголовное
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ