Первое апреля началось для жителей Петербурга с неприятного открытия: цены на проезд резко подорожали, и не только в общественном городском транспорте, о чем заранее предупреждали все СМИ. Без объявления войны в бой пошли и владельцы коммерческих маршрутов – корреспонденты «Фонтанки» уже заметили увеличение стоимости у «Питеравто» и «ПТК». В среднем, на 2 – 3 рубля.
О повышении цен на общественный городской транспорт знали все заранее. А вот сюрпризов от маршрутчиков никто не ожидал. Тем более, что в начале этого года горожане уже ощутили на себе всю прелесть чужого желания заработать – тогда плата за проезд поднялась на 2 рубля. И вот новый подарок к весне — два крупнейших перевозчика поднимают цены еще на два рубля. То есть за последние три месяца плата за проезд на самом небезопасном и вызывающем бесконечное количество нареканий всяческих контролирующих органов виде общественного транспорта повысилась на 20%. При этом качество оказываемых услуг не улучшается – маршрутки-убийцы по-прежнему рассекают по городу. И, каждый раз садясь в «веселые автобусы», пассажир играет в русскую рулетку.
Однако цены маршрутчики повысили не без юмора. Только внимательный пассажир маршрута № 25 (машина принадлежит «Питеравто») смог разглядеть мелкий шрифт приписки на объявлении о росте цены за проезд: цены повышаются с 2.04.08. Так что сегодня платить необязательно, плюс ко всему можно поупражняться в остроумии в перепалке с водителем, который, естественно, захочет получить лишнюю пару рублей уже 1 апреля. А вот завтра дополнительной оплаты избежать точно не удастся.
Отныне и жетончик в метро стоит аж 17 рублей, на наземном транспорте проезд стоит 16 рублей. В то же время в Москве еще в начале года не побоялись разозлить народ и уже с 1 января москвичи платят за проезд в метро 19 рублей, а за проезд в наземном транспорте – 17 рублей. Однако в московском метрополитене система оплаты проезда устроена таким образом, что, постоянно пользуясь именно этим видом транспорта, пассажир может сэкономить 3,5 рубля в день. В Петербурге же еще недавно экономия составляла лишь 1 рубль, изменится ли положение вещей, покажет время.
В городе на Неве подорожали и проездные билеты. Так, месячная карточка на один из видов наземного транспорта (автобус/троллейбус/трамвай) будет стоить 440 рублей (раньше – 385 рублей), комбинированная на два вида – 535 рублей (ранее 470), на три вида – 660 рублей (вместо 580). За так называемый месячный «вездеход» (универсальную карточку) надо будет отдать 1070 рублей вместо 880 рублей.
Недовольных много, однако, даже бывшие оппозиционеры официальным перевозчикам признают – повышение цен на проезд на этот раз вполне обоснованно. «Отчасти все это обусловлено инфляцией. Как известно, все дорожает, повысились цены на топливо и на обслуживание автомобилей, так что повышение тарифов вполне закономерно. Однако я знаю, что у мелких перевозчиков, которые раньше работали в городе, себестоимость оказания услуг была ниже», - заявил корреспонденту «Фонтанки» экс-вице-президент Независимой ассоциации перевозчиков Андрей Колосов.
В петербургском метрополитене подорожание проезда объясняют необходимыми расходами на ремонт подвижного состава и на оснащение новых станций и переходов на строящемся Фрунзенском радиусе. Ранее ГУП не повысил цену с 1 января, как это сделали все остальные транспортники города.
Но если метро дорожает обоснованно: новые станции строятся, для них нужно закупать новое оборудование, то целесообразность повышения цен на социальный общественный транспорт можно оспорить. Обновление парка муниципального транспорта пока происходит крайне редко. Зато чиновники активно опробуют всяческие новинки: бортовые компьютеры, стационарные валидаторы и спутниковые приемники GPS (чтобы следить из космоса за работой автобуса и оплатой проезда пассажирами), телевизоры и информационные табло, турникеты.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру