В прокат выходит фильм Джонни То «Отверженные» - боевик высочайшего класса. Режиссер давно признан мастером жанра, причем способ подачи его очень оригинален и необычен. Во всем мире То – уже классик, отечественный же зритель видел далеко не все его фильмы и в нашем прокате «Отверженные» - настоящее знакомство с мастером.
За двадцать с лишним лет гонгконгский мастер Джонни То снял пятьдесят фильмов – он настоящий рекордсмен по скорости работы. В год он с легкостью делает по несколько лент, назвать которые проходными просто язык не поворачивается. Классическим фильмом То принято считать совершенно невероятный комедийный боевик (хотя тут с жанровыми определениями все трудно) «Героическое трио». Русскому же зрителю знакомы разве что две части его «Выборов» - бандитской саги о передачи власти в мафиозных кланах. Лучшие же его произведения не то что в прокате не были – их можно разве что найти на американских торрент-трекерах, без перевода, конечно. «Выборы» - фильм для То не совсем характерный, это, скорее, отдельный проект, стоящий особняком, но по большому счету, первый, вышедший в России.
Не стоит воротить нос от жанра боевика. Для хорошего режиссера развлекательный жанр – лишь повод для ловкой провокации и игры с традициями и штампами. В этом смысле, То – образцовый режиссер боевиков. Тому, кто вырос на основательных голливудских фильмах с погонями и драками, смотреть «Отверженных» будет трудно. Примерно так же, как недавний триумф братьев Коэнов «Старикам тут не место». Дело тут, в первую очередь, в ритме. Как и Коэны, То очень медлителен, во многом даже нарочито. Эпизоды кажутся затянутыми, статичная камера не спеша фиксирует жизнь «железных парней», и только в моменты перестрелок действие взрывается и существует в совершенно другом ритме.
Сюжет тоже вполне необычен для боевика. На фоне перехода власти в Макао от португальских ставленников к правительству КНР, начинается самый интересный и сложный конфликт, который только можно придумать – между друзьями. Два мафиози должны убить своего отошедшего от дел друга, двое их друзей – защитить его. В результате рождается самый сильный эффект фильма – в боевике герои боевика оказываются в самых что ни на есть комедийных ситуациях. Встретившиеся друзья-враги палят друг в друга, эффектно круша все вокруг. И вдруг останавливаются. Зритель ждет рек крови – а режиссер усаживает героев за стол аппетитно чавкать лапшой и фотографироваться на память. В самые напряженные моменты То нет-нет да и запустит в кадр что-нибудь, что вызовет смешок. Единственные настоящие враги – пятеро друзей и их шеф с охраной - на весь фильм встречаются в самом неожиданном месте: на операционном столе у подпольного хирурга. Причем один из них – с самым что ни на есть смешным ранением.
В «Отверженных» нет привычного деления на хороших и плохих, догоняющих и убегающих. Все плохие. И все хорошие, в то же время. Страж закона – рыхлый дядька предпенсионного возраста – занимается лишь тем, что комично лепечет о том, что не собирается вмешиваться в дела «крутых парней» и считает дни (а потом и часы), оставшиеся до пенсии.
При этом герои – вполне классические для боевика: разговаривают не столько словами, сколько выстрелами (особенно показателен эпизод, когда мафиози по очереди вставляют в пистолет и бросают на пол пули). Но эти герои поданы с безумно обаятельной иронией, которой у То никак не отнимешь. Она, кажется, может вытянуть самые провальные эпизоды и сюжетные ходы, любую пошлость превратит в оригинальный прием. Никакого ложного пафоса, никаких «не мы такие – жизнь такая», никаких «нормальных пацанов». Вот у кого надо учиться снимать хорошие боевики.
Иван Чувиляев,
Фонтанка.ру
Самое То
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ