Три экс-сотрудника МВД Украины приговорены к длительным срокам заключения за убийство главного редактора "Украинской правды" Георгия Гонгадзе. В материалах уголовного дела нет никаких доказательств их вины, кроме признательных показаний подсудимых. Фактически, милиционеров осудили за убийство и без трупа - на месте, которое они указали в качестве места совершения преступления, ничего не нашли.
Три бывших сотрудника МВД Украины приговорены к длительным срокам заключения за убийство главного редактора интернет-газеты "Украинская правда" Георгия Гонгадзе. В материалах уголовного дела нет никаких доказательств их вины, кроме признательных показаний подсудимых. Фактически, милиционеров осудили за убийство и без трупа - на месте, которое они указали в качестве места совершения преступления, ничего не нашли.
Имя заказчика преступления так и не названо, а все, кто мог бы пролить свет на эту сторону вопроса, либо мертвы, либо исчезли. Между тем, все трое осуждённых дали почти идентичные признательные показания при полном отсутствии доказательной базы. Это не может не вызывать удивления.
Захват
Апелляционный суд города Киева считает, что 16 сентября 2000 года два автомобиля Управления организации борьбы с опасными преступлениями и организованной преступностью Главного управления криминального поиска (ГУКП) МВД Украины дежурили на бульваре Лэси Украинки около дома подруги Георгия Гонгадзе Алёны Притулы. Предварительная слежка и изучение личности Георгия, которые, как следует из материалов дела, производились сотрудниками того же ГУКП, показали, что мужчина частенько наведывался к Притуле и всякий раз после этого выходил на бульвар Лэси Украинки, чтобы поймать машину. Причём, Георгию обычно было лень переходить проезжую часть, поэтому машину он ловил в обратном от дома направлении и потом просил водителя развернуться. Но на бульваре в тот вечер припарковались две машины "наружки" - чтобы подставиться под "голосующего" редактора, с какой бы стороны проезжей части он ни оказался. Условный сигнал к началу операции должен был подать сам журналист, подойдя к проезжей части и подняв руку.
За рулём автомобиля, в который сел Георгий, находился личный водитель первого заместителя начальника ГУКП генерала Алексея Пукача Александр Попович. Сам Пукач и ещё двое сотрудников управления Валерий Костенко и Николай Протасов гуляли неподалёку. В тот момент, когда Гонгадзе сел в машину, они вскочили следом, заломили ему руки за спиной, и Пукач начал бить журналиста дубинкой по спине. Георгий сразу оказался на заднем сиденье, потому что Попович сказал ему, что переднее сиденье сломано.
К выезду из Киева машина с Георгием направилась в сопровождении ещё одного экипажа "наружки". Около выезда на одесскую трассу оба автомобиля остановились, и Пукач отпустил второй экипаж. На «легковушке», в которой везли Георгия, на всякий случай сменили номера.
С этого момента показания всех трёх подсудимых становятся единственными доказательствами всего, что происходило после. Единственными. Именно на них базируется решение суда.
У свёкра на даче
Согласно этим показаниям, Пукач сказал Поповичу ехать в посёлок Сухолисы Белоцерковского района Киевской области, к даче его свёкра. Они действительно приехали к этой даче, Пукач вышел из машины и через несколько минут вернулся с лопатой и верёвкой, которые положили в багажник, в котором к тому моменту Попович, по просьбе Пукача, уже приготовил канистру с бензином.
Георгия вывезли на опушку ближайшего леса, после чего Пукач с Поповичем вышли из машины, а Костенко с Протасовым удерживали главного редактора в автомобиле. Попович начал по команде Пукача рыть могилу, а Георгию в этот момент связывали руки той самой верёвкой. Когда яма была готова, журналиста вывели из машины, Пукач вытащил из его брюк ремень и своими руками задушил его. Труп сбросили в яму, облили бензином и подожгли. Когда пламя утихло, яму забросали землёй.
Предварительно с Георгия сняли ботинки, которые выбросили в лесополосу на обратном пути вместе с сумкой и мобильным телефоном.
Так считает Апелляционный суд города Киева, который присудил за это троим милиционерам достаточно серьёзные сроки заключения. Александр Попович получил 12 лет лишения свободы, Николай Протасов - 13, Валерий Костенко - 12. Уголовное преследование в отношении скрывшегося с 2005-го года генерала Пукача выделено в отдельное производство.
Всё. Ни одна из вещей Гонгадзе (кроме украшений на трупе, обнаруженном позже в Тараще) найдена не была - в уголовном деле нет этих вещественных доказательств. Несмотря на то, что все трое подсудимых указали примерно одно место убийства и захоронения трупа, - конкретное место, которое экспертиза идентифицировала бы как место первого захоронения, не установлено. Хотя на этапе следствия в посёлке Сухолисы перекопали почти гектар. Труп Георгия Гонгадзе, как мы знаем, нашли километрах в 70-ти от этого места обезглавленным. Костенко, Попович и Протасов фактически осуждены без трупа - в том месте, которое они указали, останков, как мы знаем, не было. Непонятно кем и зачем отсечённую голову также не нашли. Подсудимые по данному вопросу ничего объяснить не смогли.
Более того, бывшие сотрудники МВД рассказывали о том, как они выбросили личные вещи: ключи, ботинки, мобильный телефон, куртку, сумку. Не нашли ничего.
В деле, по словам одного из адвокатов Юрия Григоренко, имеются, правда, показания Поповича, который рассказал о том, как через пару недель после убийства он привёз Пукача на какую-то встречу, после которой тот вернулся сильно пьяным и якобы сказал: "Бойца придётся перезахоронить". По словам Поповича, на той встрече присутствовали бывший руководитель управления делами МВД Украины Эдуард Фере и бывший руководитель Государственного управления делами Украины Юрий Дагаев. И кто-то ещё, кого Попович не видел: он ждал начальника в машине.
Эдуард Фере летом 2003 года в результате сердечного приступа оказался в коме, в этом состоянии он находится, как следует из официальных и никем не опровергнутых сведений, до сих пор. Юрий Дагаев в то же лето 2003 года умер в клинике в Австрии. Пукач, как мы знаем, исчез.
Голова несчастного журналиста, надо полагать, хранится в чьём-то частном анатомическом музее. По-другому объяснить её исчезновение невозможно.
Но в слова осуждённых милиционеров приходится верить. Как это сделал украинский суд.
Лев Годованник
Полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 24 марта 2008 года.
Ранее по теме:
Дело Гонгадзе: Адвокаты осужденных обжалуют приговор
Убийцы Георгия Гонгадзе приговорены
Следствие по делу Гонгадзе начинается с самого начала
Час Гонгадзе пробил?
Дело Гонгадзе: Больше вопросов, чем ответов;
У партии «Ющенко против Януковича» не будет простого финала;
Гонгадзе убили из-за спонсоров?