Маленькая Мэй и ее старшая сестра Сацуки переезжают вместе с очкастым папой-ученым в заброшенный дом в деревне, ясное дело, кишащий неведомыми зверюшками - черными пачкающимися шариками с глазами. Рядом с домом – высоченное старое дерево, под корнями которого обитает большой мохнатый и очень добрый великан Тоторо, лесной дух, от любого чиха которого поднимается ураган. С этим самым духом Мэй и Сацуки находят общий язык и, согласно законам жанра, становятся лучшими друзьями...
Классик анимации Хаяо Миядзаки нарисовал мультик про мохнатого великана двадцать лет назад, и тот факт, что «Тоторо» выходит у нас именно сейчас, объяснить можно только тем, что русского зрителя решили, хоть и с опозданием, познакомить со всем творчеством режиссера, которого без преувеличения можно назвать гениальным и величайшим в истории восточной анимации. Еще идет в некоторых кинотеатрах запущенный в прокат полгода назад «Небесный замок Лапута», предыдущий фильм Миядзаки, созданный в 86 году. За эти двадцать лет фильмы режиссера уже успели зажить своей жизнью – получить множество премий, а «Тоторо» три года назад был переснят студией Диснея. Правда, американская версия оказалась абсолютно провальной, но сам факт указывает на то, что в прокат выходит классика анимации.
Миядзаки давно любим и ценим публикой, его «Унесенные призраками» лет десять назад, после показа по ТВ, стали безумно популярными в России, да и сейчас фильм, кажется, периодически некоторые каналы показывают снова. Сама манера мультипликатора уже стала штампом – глазастые девочки с маленькими носами, окруженные жутковатыми существами с гипертрофированными конечностями, и прочие странности. Миядзаки смог еще до появления в широком прокате пиксаровской анимации «для всей семьи» создать мультфильмы точно такого формата, и какие! Это не просто милые двусмысленности, которые взрослые поймут так, а дети сяк. Миядзаки постоянно балансирует на грани между «Мойдодыром» и «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе». Все эти смеси автобуса и кота, полеты девочек на пузе у великана – проверенный путь к популярности у зрителей всех возрастов, механизм, работающий безотказно. От этого постоянного балансирования между мрачными шутками-аллюзиями и милой детской наивностью получалось нечто совершненно льюискэролловское, смесь ЛСД и чупа-чупса. Старшая сестра, Сацуки – совершеннейшая Лолита, в отношениях девочек с лесным чудищем тоже хватает двусмысленностей. Периодически дело доходит до того, что невольно припоминаешь «Страну приливов» Терри Гиллиама. Только отличие «Тоторо» от всех возможных многозначительных сказок – в том, что тут нет ничего прямолинейного и никакого заигрывания с публикой. Все очень приглушенно и осторожно, никаких бьющих в лоб отсылок к «взрослому» миру. Во всех отношениях «Тоторо» – образцово-показательный фильм Миядзаки. Да и вообще образцовая сказка, даже по структуре сюжета: главная героиня приезжает в волшебную страну, там у нее появляется спутник (в данном случае – добродушная бабушка-соседка), и далее в точности по всем возможным филологическим теориям.
При всей своей замечательности и психоделичности «Тоторо» обладает, помимо безусловных плюсов, присущих всем фильмам Миядзаки, совершенно уникальным для режиссера недостатком. Несмотря на основательность самого действия сказки, получается, что фильм кончается ровно на том месте, где должно было бы начаться самое интересное. То есть весь мультик смотришь в ожидании какого-то основательного конфликта между девочками и Тоторо, а стоит ему завязаться, как на тебе – титры пошли. Так что на выходе из кинотеатра остается ощущение, что смотрел первую серию лучшего в истории, наверное, сериала. Или это просто желание пересмотреть фильм еще разок, черт его знает...
Иван Чувиляев,
для «Фонтанки.ру»
Девочки и великан
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ