Если кто-то наивно полагает, что важнейшим в искусстве отечественного кино являются боевики, ужастики и блокбастеры, то глубоко заблуждается, потому что народ нынче полюбил комедии. В пух и прах разбитая критиками «Ирония судьбы-2» собрала в прокате 55 миллионов долларов, а странноватый «комедиклабный» киноопус «Самый лучший фильм» - 35. В то же самое время провалились всяческие «бумеры-жести-параграфы». Что делать, если устал наш кинозритель от ментов и бандитов, да и бюджеты местных блокбастеров совсем не голливудские!
17 марта в легендарном кинотеатре «Аврора» состоялась питерская премьера кинокомедии «День радио» (в российский прокат выходит с 20 марта). Это не просто очередная киносмешилка, сляпанная на волне моды, а произведение любопытное и достойное уважения. Это любимый проект московского Комического театра «Квартет И», очень уважаемого в мире юмора (недаром на московскую премьеру фильма пожаловал сам Жванецкий, не говоря уже о юмористах рангом пониже). «Квартет И» существует в юмористическом цехе с 1993 года, поставил несколько спектаклей, в прошлом году снял фильм «День выборов».
«Квартетовцы» не размениваются на ТВ-шоу и театр миниатюр, а создают полноценные пьесы, сами ставят, сами играют в них. По сути они начертали на своих юмористических щитах мольеровские лозунги. Как известно, Жан-Батист был не только драматургом, но еще и режиссером, актером, руководителем театра. Тоже сам писал пьесы, сам ставил, сам играл. И противопоставлял свое творчество официальному, общепринятому театру – фальшивому, пафосному, неживому. Выходит, театр «Квартет И» (Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов, Камиль Ларин и примкнувшие к ним актеры, режиссеры, продюсеры) - это такой коллективный современный Мольер.
Кстати, Мольер при жизни вовсе не преуспевал. И у «Квартета И» нет бешеной популярности, нет званий и призов. Однако вспомним историю, когда Людовик XIV спросил Буало (поэта, критика, теоретика классицизма), кто из литераторов составит славу его правления? Буало ответил: «Мольер», чем немало удивил и даже разгневал короля – какой-то комедиограф, когда есть такие титаны, как Корнель, Расин, тот же Лафонтен. Но Буало от своего мнения не отказался, и, как показала история, оказался абсолютно прав. Так вот веселые ребята из «Квартета И» говорят полушутя-полусерьезно: «Мы – первые в очереди на звание драматургов и актеров, постаравшихся максимально полно и объективно отразить эпоху, в которую написаны наши пьесы. И, знаете, мы оглядывались: за нами в очереди почти никто не стоит!»
Жанр спектакля «День радио» необычен – это сплав комедии на грани фарса, документальной «производственной» драмы и живого рок-концерта, в котором выступает десять групп разных стилей.
Спектакль «День радио», премьера которого состоялась восемь лет назад, считается самым востребованным комедийным театральным проектом в России.
«День радио» - это феномен. Восемь лет в «эфире», а билетов не достать (в Питере «День радио» играли много – в ДК Горького, «Выборгском» дворце и даже в «Октябрьском»). Спектакль записан на DVD, телеверсия показана по каналу «Россия», но зрительский ажиотаж не спадает. Многие ходят на «День радио» по пять-десять (!) раз – никаких денег не жалко, знают шутки и репризы героев лучше самих актеров, и все равно хохочут как малые дети над историей, случившейся в студии «Как бы радио».
Если в двух словах, то спектакль рассказывает о том, как остроумные радийщики ввязались в радиомарафон в помощь огромному плавучему зоопарку, находящемуся на борту океанского лайнера «Доктор наук профессор Шварценгольд», который терпит бедствие в водах Японского моря… Не беда, что на самом деле не было ни лайнера, ни редких животных, ни самого бедствия! Радиобалагуры подняли на ноги всю страну в едином порыве спасти «семью жидкохвостных павианов, скунсовидных коров, африканскую бородатую выхухоль, бразильского двузубого чернопопика, гигантского саблезубого кузнечика» и прочих редкостных животных, чьи названия родила буйная фантазия ди-джеев «Как бы радио».
За восемь лет этот культовый спектакль посмотрело около 300 тысяч зрителей. Немало. Зачем же понадобилось снимать еще и киноверсию?
- У кинематографа свои просторы и масштабы, от которых дух захватывает, - объяснили режиссер фильма «День радио» Дмитрий Дьяченко и актер, сценарист Камиль Ларин. – В Москве у «Квартета И» все-таки аура элитарного театра. На спектакли ходит народ интеллигентный, знающий толк в хорошем юморе. А фильм наш смогут посмотреть самые простые люди, далекие от театра, живущие в провинции. Это такой наш вклад в комедийное искусство. А говоря проще, нам надоело быть театром в районе Садового кольца…
Кинодитя «Квартета И» на девяносто процентов повторяет спектакль – знакомый сюжет, те же герои, шутки, репризы. Актеры снимаются те же, что играют в спектакле. В десять «новых процентов» вошла сюжетная линия на корабле с «редкими» животными, дрейфующем в Японском море (хороша в небольшой роли дрессировщицы Амалия Мордвинова), группа «Чайф», спешащая в прямой эфир по московским пробкам, «красавчег» Алексей Кортнев, который бродит по телевидению из одного ток-шоу в другое. Вернулся в отчий радиодом Дмитрий Марьянов, когда-то начинавший в роли ди-джея. Чтобы не обидеть никого из актеров (за восемь лет их сменилось немало), некоторые роли «поделили» на два персонажа, например, дали возможность вместе с Марьяновым сыграть Максиму Виторгану… Знатоки спектакля, наверняка, найдут еще немало мелких отличий театральной от киноверсии, но не в них суть. Главное, что фильм сделан не посторонними людьми (режиссер Дьяченко дружен с «Квартетом И» больше десяти лет), и все самое ценное из театральных находок бережно сохранено. Хотя, конечно, кино диктует свой ритм, и сюжет на экране раскручивается динамичней, напористей, чем на театральной сцене.
К тому же создатели картины не скрывают, что ими движет желание понравиться молодежной аудитории. Той, что в большей степени и составляет кинокассу. Не случайно фильм выходит накануне школьных весенних каникул. У молодого киноплемени несколько другое восприятие времени, ритма. И новый, ускоренный, немного рваный ритм вполне органично лег на взбалмошную атмосферу существования «Как бы радио», где и происходит действие.
Самая большая потеря фильма по сравнению со спектаклем – музыкальная составляющая. В спектакле харизматичный Алексей Кортнев и музыканты его группы «Несчастный случай» перевоплощаются в десять контрастных музыкальных персонажей (панки, барды, металлисты, звезды шансона, «мальчиковая» группа), и наблюдать за этим не менее интересно, чем за основной сюжетной линией. Но по странному стечению обстоятельств лучшие кортневские хиты из «Дня радио» («Снежинка», «Ночной ларек», «Учительница первая моя») перекочевали в прошлогоднюю картину «День выборов», где были спеты разными исполнителями, показаны фрагментарно – в итоге, потерялись. Теперь, в киноверсии «Дня радио» звучат не кортневские, а оригинальные песни «Мумий Тролля», «Ночных снайперов» и других групп. Но опять звучат фрагментарно, сняты не очень интересно… Вроде, музыки в картине много, но запоминается разве что комичный образ Николая Фоменко, спевшего блатной шансон.
Прошлогодний кинопроект «Квартета И» фильм «День выборов» в прокате собрал 8 миллионов долларов, был показан по Первому каналу перед самым Новым годом, а недавно по каналу ТВ-Центр прошла полная телеверсия. Успех налицо. Однако от «Дня радио» его создатели ждут еще более впечатляющих цифр проката. Во-первых, сама пьеса удачней, смешней, а, во-вторых, юмор в «Дне радио» вневременной, не привязанный к каким-либо политическим кампаниям, то есть – долгоиграющий.
Тем временем, «Квартет И» поведал о своем намерении осваивать новые кинопросторы. У ребят уже есть спектакль «Быстрей, чем кролики», который ждет экранизации. Кроме того, Алексей Кортнев сообщил, что готовится еще «день чего-то» (например, «День ТВ», «День реалити-шоу»?), который мог бы продолжить успешную «мольеровско-квартетную» серию.
Михаил Садчиков
Фонтанка.ру
«День радио» (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ