Владельцы пострадавших в ДТП автомобилей получили возможность взыскивать ущерб без учета износа. Также страховые компании вынуждены будут выплачивать возмещение по ОСАГО даже если за рулем находился водитель, не вписанный в страховой полис. Правда, пока все эти права однозначно принадлежат только организациям и частным предпринимателям, а добиться их можно будет, скорее всего, только в судебном порядке.
В феврале пленум Высшего арбитражного суда России (ВАС) принял революционное для судебной системы страны решение, введя, фактически, институт прецедентного права. Отныне арбитражные суды в округах обязаны учитывать позицию ВАС. Одними из первых новыми возможностями смогут воспользоваться автовладельцы.
Износ не считается
В федеральном законе об ОСАГО ничего не сказано, учитывать или нет износ деталей, заменяемых в поврежденном автомобиле. Однако в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных правительством России, прямо прописано, что «при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах». Этим и руководствуются страховые компании, значительно уменьшая выплачиваемую пострадавшему сумму.
Опасное для страховщиков решение ВАС принял еще 20 февраля 2007 года. Рассматривая частный спор, коллегия из 10 судей под председательством главы высшего суда Антона Иванова пришла к выводу, что федеральный закон не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда. Установленное же правилами ограничение противоречит «положению гражданского законодательства о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего, поскольку необходимость расходов, которые он должен будет произвести для восстановления имущества, вызвана причинением вреда».
Но в течение года это решение касалось только двух компаний, конфликт которых и разбирал ВАС. Теперь же ситуация круто изменилась: суд апелляционной или кассационной инстанции обязан учитывать правовую позицию Высшего Арбитражного Суда России при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. Это позволяет всем автовладельцам, которые за последние три года получили от страховой компании возмещение за вычетом суммы износа, потребовать доплаты. Просто подав иск в арбитраж. Даже если первая инстанция и откажет, вторая обязана будет исправить ситуацию.
Опрошенные журналистом «Фонтанки» страховые компании признали опасность сложившейся ситуации, но уклонились от комментариев. Не исключено, что пострадавшим удастся добиться пересмотра даже уже проигранных дел (то есть когда суд отказался взыскивать возмещение без учета износа). «Имеет право на существование правовая позиция, согласно которой сроки подачи заявлений о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам должны отсчитываться с момента публикации самого Постановления Пленума ВАС от 14 февраля 2008 года, – разъясняет юрист группы компаний «Зеленый коридор» Даниил Казин. – Однако судебная практика по этому вопросу на настоящий момент еще не сложилась, равно как отсутствует официальное разъяснение ВАС».
Чужие здесь не водят
Еще одно прецедентное по ОСАГО решение ВАС принял на этой неделе: страховая компания обязана выплатить возмещение даже в случае, если ДТП произошло по вине не указанного в полисе страхования водителя.
Действующие правила позволяют владельцу автомобиля вписать в полис тех, кому он доверяет управление машиной. Или, заплатив повышенный тариф, оформить его на неограниченное число лиц. Поэтому страховые компании зачастую мотивированно отказывали в выплате возмещения, если виновником был признан водитель, не указанный в полисе. И судебные инстанции также часто вставали на сторону страховщиков: закон предусматривает страхование ответственности владельца и иных лиц, управляющих автомобилем «на законных основаниях». 4 марта ВАС пришел к выводу, что указанный в законе перечень оснований владения транспортным средством (доверенность на право управления, право аренды и тому подобное) не является исчерпывающим. В частности, передача лицом, имеющим доверенность собственника, управления автомобилем в его присутствии другому лицу закону не противоречит.
Двойная позиция
Непосредственно позиция ВАС касается только юридических лиц и частных предпринимателей. Простые граждане не могут быть по этой категории дел истцами в арбитражных судах.
Частные автовладельцы вправе обращаться только в суды общей юрисдикции, которые, скорее всего, возьмут за основу позицию Верховного Суда России. Еще в 2003 году, оценивая законность Правила, он установил, что положение о необходимости учета износа деталей полностью соответствуют требованиям Гражданского кодекса РФ: «Принцип полной компенсации причиненного ущерба подразумевает, что возмещению подлежат любые материальные потери потерпевшей стороны. Однако, возмещение убытков не должно обогащать ее». А, следовательно, надо учитывать износ.
Теоретически у частных автовладельцев есть возможность уступить права требования возмещения (заключить договор цессии) любому юридическому лицу (например, работодателю), которое через арбитраж уже и взыщет всю сумму. Есть желающие создать даже специализированное бюро, которое будет выкупать у пострадавших их права требования к страховым компаниям. «Учитывая, что требование о возмещении имущественного вреда, причиненного ДТП по общему правилу является денежным и не предусматривает какого-либо встречного предоставления, цессия является допустимой, – считает Даниил Казин. – Необходимо соблюдение нескольких условий, в частности, в договоре по ОСАГО не должно содержаться запрета на цессию, а сразу после уступки права должен быть уведомлен страховщик».
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Правительство уточнило тарифы на ОСАГО
ОСАГО в России хорошим быть не может
Страховщики попали на прецедент
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ