Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Работа Кадровики голодают

Кадровики голодают

410
Фото: /www.aferizm.ru

Голод, дефицит, диктатура...Такие агрессивные понятия прочно обосновались в словарях практически всех сотрудников отделов персонала и кадровых агентств. В последние несколько лет, в связи с массовым разрастанием Петербурга как новой производственной и экономической площадки, резко повысились и запросы на представителей многих специальностей. Если раньше можно было четко выделить периоды всплеска и затишья спроса на определенные позиции - например, спад спроса на менеджеров по продажам и специалистов по проведению рекламных акций летом (в период затишья общего процесса торговли) или резкая нехватка бухгалтеров в январе (во время подведения балансов в фирмах) – то сейчас статус-кво меняется в сторону постоянного и острого дефицита кадров.

В частности, как отмечают практически все сотрудники служб по найму, сегодня одной из самых болевых точек подбора персонала является желание подавляющего большинства соискателей занять позицию топ- или, в крайнем случае, обыкновенного менеджера. «Все хотят быть «белыми воротничками» и получать солидную зарплату. А тех, кого устраивает просто ходить на работу и хорошо выполнять свои обязанности, – крайне мало, - рассказывает Виктория Курачева, генеральный директор кадрового агентства «Авилир». - Сегодня Россия открывает ворота многим крупным корпорациям. Но работать в них будет некому: такова нынешняя ситуация, и она будет только усугубляться. Посмотрите на завод «Тойота», построенный в Шушарах, - там уже сейчас наблюдается тотальная нехватка кадров».

По прогнозам рекрутеров, самыми востребованными в ближайшем будущем станут рабочие-профессионалы. Уже сейчас в разы увеличился спрос на линейных специалистов, сотрудников области ритейл, инженерно-технических (ИТР) и строительных работников. Также будут цениться руководители и управленцы с большим опытом и качественным профильным образованием. Нынешнее образование значительно оторвано от жизни. «На данный момент отсутствует внятная связь между бизнесом, производством и учебными заведениями, - отмечает Марина Булдакова, директор по персоналу многопрофильного холдинга, - именно поэтому формируется тенденция выращивать квалифицированные ресурсы в своей среде, внутри компании».

По статистике, на одного соискателя сейчас в среднем приходится по две вакансии. Такое положение дел не может не провоцировать повышение требований у претендента к будущему месту работы. Настоящую лихорадку на рынке рабочей силы Петербурга вызывает столь разительная разница зарплат петербургских, московских и западных организаций. Если сотрудник проводит параллель между своим уровнем дохода и коллеги, занятого в зарубежной компании, то у него возникает желание бросить эту работу, чтобы найти желаемый эквивалент. При этом «гонщиками за рублем» не учитывается, что изначально общие бюджеты и ставки компаний сформированы в разных экономических и географических условиях.

Разница доходов часто провоцирует и ассиметричные сравнения, например, менеджера с высшим образованием и 5-летним опытом работы: «Если рабочий на заводе Ford получает двадцать пять тысяч рублей, с какой стати мне получать меньше пятидесяти?». Подобная политика, заставляющая соискателя перебирать все новые позиции, превращается в спортивное преодоление препятствий, а рабочие амбиции, достигая максимального градуса, постепенно перетекают в элементарное кредо «работать мало, получать много». Нередко повышение уровня зарплаты достигаются иным путем: сотрудник, успешно пройдя собеседование и получив приглашение от другого работодателя, «раскрывает карты» перед своим руководством, подробно описывая преимущества компании-конкурента. В условиях всеобщего кадрового дефицита фирма идет навстречу диктату работника и увеличивает ставки.

Сейчас сотрудники кадровых служб отмечают значительное уменьшение цикла занятости работника на одном месте. «Ротация кадров учащается, чему способствует охота за специалистами, перекупка, активная самостоятельная миграция сотрудников, повышенная амбициозность. Если раньше средний период работы топ-менеджера на одном месте достигал 5-7 лет, то сейчас он сократился практически до полугода», - говорит директор кадрового агентства по подбору специалистов руководящего звена Екатерина Ильина.

Но даже при таких исходных получение искомой вакансии остается для многих и многих соискателей заветной целью. В тяжелых условиях кадрового голода компания предпочитает до последнего «закрывать амбразуру» посредством перераспределения усилий коллектива, а не отдавать позицию на откуп неуверенному кандидату. Одной из самых распространенных ошибок при контакте с потенциальным работодателем рекрутеры считают заведомо преувеличенные данные относительно опыта работы и предыдущей зарплаты. Как правило, соискатели тяготеют к увеличению показателей в геометрической прогрессии – при действительной зарплате в восемнадцать тысяч рублей указывается двадцать пять, при действительных двадцати пяти – сорок и выше. Однако, в некоторых случаях умение подать и продать себя подороже даже приветствуется кадровиками – при условии, что соискатель претендует на соответствующую позицию в области продаж и готов доказательно обосновать требуемую сумму. Тем не менее, разговор, начатый сразу с денежного вопроса, производит неблагоприятное впечатление – так же, как и с описания конфликтов с конкретными людьми на предыдущем рабочем месте. Формальные моменты на собеседовании продолжают играть ключевую роль.

Виктория Радькова, менеджер департамента по управлению персоналом крупной транспортной компании: «Недоумение вызывает неподобающий случаю дресс-код, а именно – визит на первую встречу в джинсах. Если кандидат опоздал на собеседование и не предупредил звонком – это сразу закладывает в его отношении определенные сомнения. Также всегда очевидно, когда человек говорит неправду. Все данные об уровне доходов, достижениях и опыте легко проверяются. Что же касается шанса произвести благоприятное впечатление – это демонстрация искреннего желания работать. При общей пониженной мотивации к труду, это сейчас очень важно». Наравне с адекватным внешним видом специалисты по подбору персонала ценят у соискателя наличие навыков самопрезентации и адекватной самооценки. Когда претендент амбициозен, но раскрывает подкрепляющий его запросы реальный потенциал, когда человек претендует на крупную зарплату – но при этом обосновывает свои умения, детально, четко и честно рассказывает о своих достижениях и конкретных результатах своей деятельности – это подкупает.

Справка:
По информации комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, сегодня в различные организации Петербурга требуется около 70-80 тысяч человек. Три четверти востребованных вакансий приходится на рабочие специальности (слесари, сборщики, электромонтажники, настройщики т.д.). По неофициальным данным, востребованность в трудовых ресурсах на предприятиях гораздо больше — до 200 тысяч человек. При этом, по данным комитета по занятости населения Петербурга, на 1 января 2008 года численность безработных в городе составляла 13 441 человек. Потенциальное количество работников в Петербурге - 3 миллиона 160 тысяч человек (из них 390 тысяч человек обучаются с отрывом от производства).

Многие выпускники учебных заведений после их окончания не работают по специальности. Например, в 2006 году — количество выпускников составило 44 тысяч человек. В «экономику города» ушло лишь 14,5 тысячи человек.

Анастасия Галактионова,
Валерия Шепот,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях