Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Уличная зависимость

Уличная зависимость

1 457
Фото: /www.ng.ru

В Петербурге накануне были похищены двое детей. Однако особого ажиотажа заявление об этом в милиции не вызвало. Дело в том, что девочки-двойняшки пропали из реабилитационного центра «Альмус». А в роли «похитителя» выступила их мать. Такой киднеппинг, увы, не редкость. А уж сколько детей покидает социальные дома по собственной воле... Если бы о каждой «потеряшке» становилось известно СМИ, мы каждый день слышали бы о новых и новых пропажах.

По данным ГУВД, только за последние сутки два приюта сообщили о пропаже или, как здесь говорят, о самовольном уходе четырех своих воспитанников. Что же тянет их на улицу? Почему дому, где о них хоть как-то заботятся и кормят, ребята предпочитают уличные притоны и путешествие автостопом по стране. Без цели, средств, знаний. Навстречу еще худшей жизни, преступному миру, ранней смерти.

Оказывается, причины у всех свои. У кого-то это наследственная наркотическая зависимость, у кого-то психологическая травма, у кого-то обычная глупость. Не редки и случаи, когда неблагополучные родители самовольно забирают, а проще говоря, воруют своих детей из социально-реабилитационных центров. Инцидент, который произошел накануне в приюте «Альмус», как раз является наглядным тому подтверждением.

10-летние двойняшки попали в центр в связи с тем, что их мать является тяжелой наркоманкой и не в состоянии растить дочерей. Однако, мамаша считает иначе. Видимо, соскучившись по девочкам, она тайно увела их из социально-реабилитационного центра во время очередного свидания. «Видимо, придется опять возвращать практику свиданий под присмотром надзирателя», - с сожалением отмечает директор «Альмуса» Михаил Ильенков.

Напомним, социально-реабилитационный центр — это государственная организация, которая осуществляет первичную адаптацию ребенка в новых условиях. Если ситуация в неблагополучной семье поддается коррекции, ребенка туда возвращают. Но, по статистике, такие благополучные истории единичны. Чаще всего несовершеннолетний должен оставаться в реабилитационном центре и ждать, пока его биологических родителей лишат родительских прав.

Выясняется, что «воровство» собственных детей из приютов, дело вполне обычное. Например, несколько лет назад в Ломоносовском доме ребенка произошла схожая история: тогда отец самовольно забрал 3-летнюю дочку во время прогулки. Малышам это не дает ничего хорошего: они снова попадают в асоциальную среду, голодают, шатаются по улицам, становятся легкой добычей преступников любого вида. Родители ведь не меняются моментально, и самое худшее, по мнению Михаила Ильенкова, что в нашей стране «нет никакого механизма излечения родителей-наркоманов, например. Ведь мало просто установить неблагополучную семью, надо, по мере возможностей, как-то приводить родителей в чувства. Но сейчас этим никто не занимается».

Двойняшки уже сегодня вернутся в «Альмус»: их заберут от матери. Дальнейшая судьба детей будет какое-то время решаться, но, судя по всему, их мать лишат родительских прав, и девочки отправятся в детский дом.

Оттуда дети бегут уже сами. В соответствии с заявлением, поступившем вчера из колпинского детдома № 27, самовольно ушли и к ночи не вернулись мальчик 14 лет и девочка 17 лет. В заявлении уточнялось, что ранее эти дети уходили из интерната неоднократно.

Позвонив в детское учреждение, «Фонтанка» выяснила, что в данный момент, кроме вышеуказанных детей, в числе беглецов есть и еще одна 17-летняя барышня. Девушка находится на последнем месяце беременности, предполагаемая дата родов — 24 марта. Несмотря на все усилия работников 27 детского дома, она даже в таком положении все равно убегает в подвалы. «Я думаю, ближе к середине марта она объявится, - констатирует Ирина Волкова, социальный педагог 27 детдома, - и будет рожать, так как мы уже договорились относительно нее с одним из роддомов. Вероятно, от ребенка она откажется, так как отец его неизвестен, а девушка имеет совершенно иные планы на жизнь».

Судьбы этих детей зачастую просто шокируют. Ныне беременную девицу в семилетнем возрасте мать бросила на помойке. В течение пяти лет ребенок где-то скитался и только к 12 годам попал в детский дом. Сегодня эта девушка, по ее собственному заявлению, имеет 5 инъекций героина и опыт употребления других наркотических средств. Она постоянно убегает из детдома, ездит автостопом, например, до Кандалакши, а кто является отцом ее ребенка, не может даже предположить. Можно ли спасти такого человека? Вопрос риторический. Между тем, муниципальные власти города уже выделили девице жилье в посёлке Металлострой, ведь скоро она станет совершеннолетней и по праву покинет детский дом. Судя по всему, ее новое место обитания незамедлительно превратится в очередной островок асоциальной среды.

Другая 17-летняя девушка, которая сбежала из детского дома № 27 накануне, наркоманка со стажем. Ее мать тоже употребляла наркотики и умерла от передозировки. Дочь же постоянно убегает в самоволку, а там употребляет разные наркотики. «Этот ребенок — очень трудный, ее девиантное поведение практически не поддается коррекции», - отмечает Волкова. Тем не менее, кроме милиции девочку ищут и сами работники интерната, в частности, обзванивают места, где может находится беглянка.

Судьба 14-летнего мальчика, покинувшего детдом вчера, складывалась иначе, но тоже печально. «Он хороший творческий мальчик, - говорит социальный педагог, - но у него детская психическая травма. Его мать тоже была наркоманкой и умерла у него на глазах. Эта трагедия сильно пошатнула психическое здоровье ребенка. Он уже пять раз проходил лечение в психических лечебницах. Один раз его пребывание там длилось полтора года. В итоге мальчик не может долго находиться на одном месте, ему требуется постоянная смена обстановки». Разумеется, ни один детский дом не в силах обеспечить такую «движуху», поэтому он и убегает на улицу. В психиатрической больнице ему поставили диагноз: нарушение социального поведения. Остается только гадать, в какую передрягу может попасть «творческий» мальчуган с таким диагнозом на улице.

По статистике, чаще всего беглецы возвращаются сами: погреться, поесть, передохнуть. Ведь жизнь за стенами детдома — это маленькая война маленьких брошенных людей. И пока общество не обратит свое внимание на проблему беспризорников в целом, вряд ли что-то изменится.

Эвелина Новикова,
Фонтанка.ру

Ранее по теме:
ВЕРнуть к жизни
Центр будет оценивать субъекты по работе с беспризорниками
Путин озаботился судьбой беспризорников
Дом для беспризорников

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях