Уже в скором времени обвиняемым и подозреваемым может быть предложено помочь следствию и заключить так называемую «сделку с прокурором», хорошо известную по американским детективам. За это «раскаявшийся злодей» получит в два раза меньший срок.
Предложенные группой депутатов поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ уже одобрены парламентариями в первом чтении. Авторы законопроекта ссылаются на «многолетний положительный опыт применения аналогичных правовых институтов в других государств» и уверены, что он поможет противодействию организованным формам преступности. Только забыли о правах потерпевших – тех самых, которых в целом и должен защищать закон.
Минус четверть за осознание вины ...
По действующему Уголовному кодексу РФ, «явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличение других соучастников преступления и розыск имущества, добытого в результате преступления» признаются смягчающим обстоятельством. При отсутствии отягчающих фактов «раскаявшийся» не может получить больше трех четвертей максимального предусмотренного законом срока или иной меры наиболее строгого вида наказания.
В течение уже пяти лет действует также упрощенный, именуемый в УПК особым, порядок вынесения приговора. В случае согласия подсудимого с предъявленным ему обвинением, суд не рассматривает, было ли совершено вменяемое преступление или нет, и виновен ли сознавшийся гражданин. Оценивается только тяжесть проступка, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, и выносится приговор. Причем, наказание для «сознавшегося» не может превышать две трети максимального срока. Но для применения упрощенного порядка есть несколько условий: свое согласие должны дать обвинитель и потерпевшие. Кроме того, особый порядок не применяется по преступлениям особой тяжести (максимальное наказание по которым превышает 10 лет лишения свободы).
По такой упрощенной схеме рассматривается до 40 процентов уголовных дел. Авторы новых поправок положительно оценивают эту практику, но уверены, что действующая процедура не решает «задачи расширения возможностей влияния законодательства в противодействии организованной преступности, коррупции, а также расследовании деятельности преступных сообществ (преступных организаций), члены которых, как правило, отказываются от дачи показаний о соучастниках и организаторах преступлений». «В целях раскрытия и расследования «заказных» убийств, фактов бандитизма, наркопреступлений, коррупционных проявлений чрезвычайно важно предоставлять правоохранительным органам возможность привлекать к сотрудничеству лиц, состоящих в организованных группах и преступных сообществах, при условии значительного сокращения таким лицам уголовного наказания и распространения на них мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», – заключает депутат Владимир Плигин.
… и половина за содействие
Если предложенные поправки будут приняты, то у подозреваемого или обвиняемого будет возможность еще больше смягчить приговор: предложить содействие следствию в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении соучастников и розыска похищенного имущества. В этом случае с органами предварительного следствия и дознания при участии адвоката заключается соглашение, выполнение условий которого гарантирует подсудимому, что наказание не может превышать половины максимального срока. Более того, по усмотрению суда может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, применено условное осуждение, либо он может быть освобожден от отбытия наказания.
Также предлагается смягчить наказание для тех, кто активно способствовал раскрытию преступления без заключения сделок и признания вины: вместо действующего ограничения в 3/4 максимального срока предлагается ввести лимит в 2/3.
Однако кроме «пряника» законопроект предусматривает и «кнут»: сообщение ложных сведений по сути деятельного раскаяния или умышленное сокрытие от следствия каких-либо существенных сведений при заключении соглашения о сотрудничестве будет рассматриваться судом как отягчающее вину обстоятельство. То есть обвиняемому предлагается десять раз подумать, прежде чем играть роль «раскаявшегося разбойника».
Пострадавший вдвойне
В предложенных депутатами поправках учтены права всех, кроме потерпевших. Для заключения этого договора их согласия никто не спрашивает. А потому не исключено, что если поправки будут приняты, то с усмешкой в адрес матери или жены убитого совершивший это страшное деяние преступник может просто выйти на свободу (получив, например, условный срок), потому что до этого договорился с прокурором и сдал каких-нибудь «мафиози».
По мнению адвоката АК «Зеленый коридор» Артема Добрякова, основной целью указанной новации является, прежде всего, защита интересов государства, тогда как второстепенная роль отводится интересам отдельного человека – потерпевшего, то есть лица непосредственно пострадавшего от конкретного преступления: «Очевидно, что нельзя одновременно соблюсти интересы всего общества и отдельного индивида. Данная позиция была характерна для Уголовного кодекса РСФСР 1961 года. Действующий Уголовный кодекс РФ создавался уже на основе Конституции России, провозгласившей права и свободы человека высшей ценностью. Поэтому по своему духу проект о досудебном соглашении в существующей редакции, умаляющий интересы потерпевшего как отдельного гражданина нельзя назвать в полной мере конституционным. Представляется, что при заключении соглашения о сотрудничестве необходимо предусмотреть получение согласия потерпевшего».
Многочисленные замечания к законопроекту высказал и заместитель председателя Верховного суда России Александр Карпов, а также вице-премьер Александр Жуков: «Нельзя согласиться с предложением о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемым (подсудимым), признавшим свою вину в совершении преступления любой категории. Наказание и иные меры уголовно-правового характера должны быть справедливыми и соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного», – говорится в отзыве федерального правительства.
Специалисты предупреждают и о коррупции: «Преступник, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление, посредством прохождения незначительных формальных процедур может фактически полностью избежать уголовной ответственности. Поэтому нельзя согласиться с предложением, что лицо, заключившее досудебное соглашение и даже выполнившее его условия, признанное виновным в совершении особо тяжкого преступления, может быть освобождено от реального отбытия наказания», – уверен Артем Добряков.
Иронично, но ровно через день после одобрения законопроекта в первом чтении (15 февраля), были официально опубликованы поправки в Уголовный кодекс РФ, отменяющие смягчение приговора даже в случае деятельного раскаяния и содействия следствию подсудимых, обвиняемых в умышленном убийствах (при ряде обстоятельств), посягательстве на жизнь представителя власти и ряде других преступлений, за которые предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Логика понятна: как можно считать 3/4 или 2/3 от бесконечности (пожизненного срока) или как можно частично казнить? Но и половину от бесконечности или смерти рассчитать невозможно, а значит, именно участникам организованных преступных группировок будет бессмысленно заключать сделки (совершенное организованной группой убийство карается пожизненным лишением свободы или смертной казнью).
Возможно, указанные противоречия парламентарии устранят в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению. Хотя справедливая идея о получении согласия со стороны потерпевшего может «заморозить» весь процесс соглашения и лишить органы следствия определенной самостоятельности. С другой стороны, в таких ситуациях и обвинение, и защита будут вынуждены задуматься об интересах жертвы преступления.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Договорись с прокурором
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ