ГИБДД предлагает полностью передать бизнесу функции проведения техосмотра автомобилей. Соответствующий законопроект может появиться уже в ближайшее время. Если предложенные идеи будут реализованы, то диагностикой и оформлением документов займутся аккредитованные коммерческие организации. Частично такая система уже работает в Петербурге и, по мнению специалистов, принесла положительные плоды.
Руководство ГИБДД предлагает полностью передать бизнесу функции проведения технического осмотра автомобилей. Соответствующий законопроект может появиться уже в ближайшее время. Частично такая система уже не первый год работает в Санкт-Петербурге и, по мнению специалистов, принесла положительные плоды.
Если предложенные идеи будут реализованы, в прохождении техосмотра не будут участвовать сотрудники ГИБДД: диагностикой и оформлением документов займутся аккредитованные коммерческие организации. Это, по мнению разработчиков, позволит уменьшить очереди в действующие государственные пункты технического осмотра.
Олигархи талонной системы
По действующим правилам, осмотр транспортных средств проводится подразделениями ГИБДД по месту регистрации автомобиля. Но на конкурсной основе региональные власти вправе привлекать специализированные организации, которые проводят проверку технического состояния с использованием средств технического диагностирования. На платной, разумеется, основе.
В итоге во многих субъектах Российской Федерации появились монополисты по оказанию обязательной для автовладельцев услуги (точнее, олигополии – в некоторых регионах работало несколько «избранных» компаний). Правда, предельную плату за их услуги назначали органы власти субъектов. Например, согласно приказу комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области, стоимость работ по проверке состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования для легковых автомобилей в 2008 году установлена в размере 490 (при мощности до 100 л.с.) или 540 рублей (более мощных). Контроль за качеством работы коммерсантов оставался за службами госавтоинспекции.
Теперь руководство ГИБДД предлагает заменить процедуру конкурсного отбора системой лицензирования (аккредитацией). Ее смогут получить не 1-2 организации, а неограниченное число компаний, что создаст конкуренцию на рынке услуг по техосмотру и должно способствовать повышению их качества. В ряде регионов автовладельцы до сих пор сталкиваются с очередями, злоупотреблением как в самой инспекции, так и со стороны выбранных компаний-монополистов. «Ситуация до сих пор напоминает советский кинофильм «Инспектор ГАИ»: главным в городе является начальник станции техобслуживания «ВАЗ», от которого зависят все несчастные владельцы «Жигулей». И даже начальник милиции не может с ним справиться», – признался журналисту «Фонтанки» житель одного из городов в СЗФО.
Проверьте нумера
Однако диагностика технического состояния транспорта – лишь одна из функций осмотра. По закону, выдавая талон, ГИБДД проверяет полис ОСАГО, осуществляет контроль допуска водителей к участию в дорожном движении, а также выявляет похищенные автомобили.
Пока законопроект еще не передан даже на рассмотрение правительства. Председатель городского автоклуба «А-24» Денис Шубин в целом одобряет идею: «Технический осмотр, действительно, могут осуществлять компании, имеющие соответствующее оборудование и персонал. Но главный вопрос – кто будет проверять номерные агрегаты. Сейчас этим занимаются инспекторы ГИБДД, работающие при коммерческих станциях техосмотра – государство не готово делегировать бизнесу эту функцию».
Отчасти новые предложения уже давно реализованы в Петербурге. Причем, цены в коммерческих пунктах никто принудительно не ограничивает – сейчас они колеблются от 450 до 1000 рублей за осмотр легкового автомобиля. Единственный сложный и не очень урегулированный законодательством вопрос – выделение ГИБДД инспектора, который едет на принадлежащую ООО «ABC» станцию и проверяет номера. За каждый осмотр бизнес-структура официально перечисляет в фонд ГИБДД около 150 рублей. Эти средства идут на развитие Госавтоинспекции (закупку автомобилей и т.д.).
По оценке генерального директора OOO «Росавтоконтроль» Вииртеля Аско, в городе работает примерно 50 коммерческих станций техосмотра и две государственные: «Я пока не видел законопроекта, но предполагаю, что милиции не будет в пунктах техосмотра. Так проводится осмотр во всех странах Евросоюза и в США».
Многие детали законопроекта пока остаются неизвестны. Например, предполагается, что постановлением правительства России будут утверждаться минимально и максимально допустимые цены на услуги по техосмотру. Не ясно – по России в целом или по каждому региону? Насколько окажется выгоден это бизнес, если коммерческая организация будет частично лишена возможности конкурировать за счет снижения цен? К тому же предлагается ввести жесткое требование к аккредитуемой компании – она вправе будет заниматься только диагностикой и не имеет права оказывать услуги по ремонту автомобилей. Это сделано ради защиты пользователей от навязывания услуг. Но будет ли ограничено открытие пунктов диагностики, аффилированных (cвязанных) с предоставляющими автосервисные услуги компаниями? Если нет, то действующие СТО просто откроют дочерние ООО «ABC – диагностика», которые будут поставлять клиентов головным фирмам.
Контроль за деятельностью аккредитованных центров предлагается возложить опять же на ГИБДД. Эксперты видят в этом опасность коррупции и предлагают внедрить западную модель – саморегулирующие организации (СРО). К тому же федеральный закон уже принят, в ближайшее время СРО займутся контролем аудиторский, оценочной и строительной деятельности. Хотя никто не сомневается, что предложенные изменения улучшат положение большинства автовладельцев, а также откроют для честного бизнеса рынки многих регионов, где де-факто талоны техосмотра просто продаются недобросовестными сотрудниками ГИБДД.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
ГИБДД готова отдать техосмотр частникам
У ГИБДД хотят "забрать" проведение техосмотра автомобилей
ГИБДД собирается изменить процедуру прохождения техосмотра