Предвкушаемое шоу известной британской группы Jethro Tull не обмануло ожидания петербургских меломанов. Придя 21 февраля в БКЗ «Октябрьский» - всего-навсего на первый концерт мирового турне в честь 40-летия коллектива, - они попали на карнавал. Именно таковы были первые впечатления от появления на сцене лидера группы Яна Андерсона и его гитариста Флориана Опале.
Действо началось с мощного вступления на губной гармошке, так что некоторые зрители несколько удивились - ведь на многих фотографиях и афишах Ян Андерсон изображен с флейтой. Кстати, он сам рассказывал, как в начале своей музыкальной карьеры выбирал инструмент. Андерсон самокритично решил, что не сможет играть на гитаре, как Эрик Клэптон, и приставал ко всем с вопросами: «Джимми Хендрикс играет на флейте? А Джеф Бек? Нет? Ура, я нашел то, что нужно, - у меня флейта!»
Но мы отвлеклись: после нескольких тактов на сцену подтянулись другие участники коллектива - и дали жару от души.
В интервью перед концертом Андерсон обещал всякое - «лазерное шоу, танцевальную труппу симпатичных загорелых юношей, только что из будуара Мадонны, 60-футовую надувную флейту-фаллос, китайских акробатов и фейерверк. А счастливые победители викторины в антракте получат приз: бесплатное обследование простаты!» Разумеется, это была шутка — чисто британский юмор, вы же понимаете.
«Юбилейность» концерта заключалась в том, что песни исполнялись, в основном, старые, и про каждую из них Ян Андерсон говорил несколько слов — например, насчет года записи и стиля. Ну и в настроении, конечно, - все-таки первый концерт тура и должен пройти весело.
Для давних поклонников группы ничего не было желаннее, чем любимые «Thick as a Brick», «Mother Goose», «Aqualung» (правда, в необычном исполнении), «Living in The Past», прекрасное исполнение «Бурре» Баха перед антрактом и традиционный «Locomotive Breath» на бис. Атмосферу средневекового карнавала углубила песня «Past Times With Good Company», которую, по словам Андерсона, написал король Генрих VIII и посвятил ее своей жене. «У него было шесть жен», - пояснил Андерсон. В произведении говорится о связи благости и порочности веселья. Кстати, эту песню, но в более традиционном виде, уже исполнял Ричи Блэкмор вместе с Blackmore's Nights. Во втором отделении группа сделала и реверанс в сторону Кита Эмерсона, исполнив произведение по мотивам его композиции «America».
Вместе с Андерсоном на сцену в Петербурге вышел уже упомянутый Флориан Опале, который приезжал вместе с группой еще в 2006 году, но до сих пор считается приглашенным музыкантом. Это молодой симпатичный мальчик из Баварии — ему всего-то 25 лет, и он почти в два раза моложе первого альбома Jethro Tull. Многие поклонники старого состава скептически относятся к его способностям — по их мнению, гитарист слишком много внимания уделяет технике и скорости игры, временами в ущерб ее выразительности. Но его исполнение вносит в звучание группы элемент «молодого рока» и символизирует преемственность поколений. Да и эмоциональность его игры с прошлого концерта в Петербурге значительно увеличилась. Кроме того, воспитан он на хорошей музыке и учился у самого Ала ДиМеолы, а это что-то да значит.
Мартин Бэр — 62-летний гитарист основного состава, — по словам Андерсена, перенес операцию и не может не то, что выйти на сцену, но даже брать в руки инструмент — как минимум, до марта. Как сказал перед приездом Андерсон, «ремонт необходим не только молодым футболистам, но и пожилым музыкантам».
Барабанщик Дон Перри тоже попался в руки хирургам, но, тем не менее, в турне поехал. Появился на сцене и немолодой басист группы Мартин Гудье — и, надо заметить, он еще даст фору многим молоденьким!
Лучшим приобретением группы — и совершенно справедливо — считают аккордеониста и клавишника Джона О'Хара. Эмоциональность и виртуозность — вот основные свойства его музыкальной партии. Несмотря на то, что, судя по сведениям с официального сайта группы, ему уже 46 лет, выглядит он чуть ли не моложе Флориана, а уж когда разойдется — и вовсе как мальчишка.
Родился О'Хара в Ливерпуле, в семье музыканта, и это наложило отпечаток на его жизнь. В начале семидесятых, когда ему было около девяти лет, он играл в юношеском национальном оркестре Уэльса, а затем в нескольких группах своего отца. В музыкальном колледже он научился по классам перкуссии и фортепиано, а затем добавил в свой арсенал бас-гитару, флейту, валторну, тромбон и аккордеон. Кроме того, он еще и довольно известный в Великобритании композитор. Именно он дирижировал совместным выступлением Jethro Tull и Neue Philharmonie Frankfurt в 2005 году.
Кстати, во время концерта у него случились неполадки с клавишами — прямо посередине композиции. Не дрогнув лицом, он выразительными жестами подозвал рабочего сцены, но пьесу доиграл до конца.
Для Jethro Tull стало уже хорошим тоном привозить с собой в Петербург очаровательную скрипачку. В этот раз ей стала импульсивная Анна Фебе. О ее возрасте официальный сайт группы, разумеется, умалчивает. Однако известно, что играть на скрипке она начала в семь лет. Музыку она не только исполняет, но и сочиняет. На ее творчество огромное влияние оказали арабская и азиатская музыкальные культуры, а также ирландский фолк.
Группа исполнила две вещи, которые она сочинила, - одна из них была навеяна русскими мотивами, а вторая — цыганскими. Последняя настолько захватила зрителей, что аплодировали ей чуть ли не громче, чем старым хитам. Кроме лихого исполнения скрипичных партий, Анна просто украшала сцену своей игрой с элементами вдохновенного танца. «Многие говорят, что она слишком сексуальна на сцене и это отвлекает. Но я старый человек и смотрю на нее без перевозбуждения», - сказал перед турне Андерсон.
Но все музыканты вместе не могли затмить своего бессменного лидера. Ян Андерсон не потерял своего бронебойного обаяния. Некоторые зрители говорили, что если он просто выйдет на сцену, то уже сорвет бурные овации. Но он не просто вышел, а, как обычно, стоял на одной ноге, танцевал и при этом успевал играть на флейте. Звуки его инструмента гипнотизировали зрителей — в этот раз он напоминал индийского заклинателя змей. А его борьба с флейтой, которая как будто против его воли издавала трели, закончилась возгласом «О, shit!» и полной победой инструмента.
Конечно, кое-кто считает, что постарел мэтр, не вытягивает и вообще пару песен запорол. Но мы посмотрим, как будут чувствовать себя критики, когда доживут до его лет, — смогут ли они вообще на сцену подняться? Напомню, что вокалисту и флейтисту уже 60 стукнуло... Стоит радоваться, что, несмотря на этот почтенный возраст, он не только прыгает по сцене, как молодой, но и занимается музыкальными экспериментами.
Во всяком случае, большинство зрителей выходили из зала со счастливыми улыбками.
Ленка Виноградова,
Фонтанка.ру
Фото: Дмитрий Олейник
Юбилей Jethro Tull: гипнотизирующий карнавал
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ