Попытка Смольного ограничить движение карет оказалась под угрозой. Принятые месяц назад требования к гужевым повозкам с 1 июля окажутся незаконными. Субъекты Федерации больше не вправе проверять знания Правил дорожного движения у «водителей кобылы» и вводить специальные регистрационные знаки для карет и телег. Помочь городу отчасти смогут только военные.
Серьезное противостояние власти и владельцев повозок началось в июле 2007 года после гибели слетевший с облучка дочки мэра Сочи. Суд признал виновным водителя ехавших сзади «Жигулей», но никто не отрицает, что если бы девочка сидела внутри кареты, то последствия были бы менее трагичными. На разработку правил для движения гужевых повозок в городе ушло почти полгода (хотя наметки появились еще раньше), но им, скорее всего, не суждено будет найти применение.
Эй, извозчик
В действующей редакции Правил дорожного движения есть примечание к пункту 24.1: «По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может ... устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств специального регистрационного знака». На основании этой нормы ПДД 15 января Правительство Санкт-Петербурга и утвердило особые требования для карет. Пока они официально не опубликованы и не вступили в силу. Но уже с 1 апреля должна начаться регистрация гужевых повозок.
Принимать квалификационные экзамены и выдавать специальные удостоверения (аналог водительских прав) будет Комитет по транспорту. Предварительно экзаменующийся должен пройти медосмотр. Удостоверение выдается на три года. Порядок сдачи «на права» пока не определен, но, учитывая намерение Смольного изгнать лошадей из города, вряд ли требования к возницам будут либеральными. Хотя по закону управлять гужевым транспортом можно уже с 14 лет и увеличивать этот возрастной ценз городские власти не вправе.
При регистрации повозки (кареты) будет проверяться соответствие технического состояния и оборудования установленным требованиям безопасности. Не исключено, что от владельца кареты потребуют провести ветеринарный осмотр упряжных животных (в правилах указывается о «выполнении требований по предупреждению возникновения и распространения заразных болезней»).
Воинская обязанность для кобыл
Только вряд ли эти требования будут действовать: 16 февраля Правительство России утвердило поправки в Правила дорожного движения, исключив примечание к пункту 24. А значит, с 1 июля 2008 года, когда эти поправки вступят в силу, субъекты Федерации лишатся полномочий регулировать вопрос использования гужевых повозок и саней.
Не исключено, что за помощью в борьбе с «каретниками» Смольный обратится в военное ведомство. Никто не снимал с владельцев лошадей и повозок военно-транспортную обязанность. Согласно действующему с 1999 года Указу Президента России и утвержденной Минобороны инструкции, на учете в военных комиссариатах должны находиться лошади (за исключением племенных), пароконные и одноконные повозки, сани и нарты, а также верблюды, ездовые олени, ослы и ишаки. Оборонным ведомством разработана также специальная классификация вьючных и упряжных лошадей, используемая для постановки их на воинский учет (и это не шутка!).
Военные комиссариаты также обеспечивают мобилизационную подготовку и вправе даже в мирное время привлекать находящийся в собственности организаций гужевой и вьючный транспорт для проведения «учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных заданий». При желании эти учения могут затянуться. А неисполнение установленных военно-транспортных мобилизационных обязанностей грозит гражданам штрафом до тысячи рублей, а организациям – до 20 тысяч рублей.
Маячки для ФСО
Поправками ужесточены и правила перевозки детей в автобусах и грузовиках. Особых прав лишаются и сами несовершеннолетние велосипедисты и мотоциклисты. Отменяется также требование о размещении на задней стенке кузовов грузовых автомобилей, прицепов и автобусов регистрационных знаков.
С 1 июля 2008 года по всей России садиться за руль велосипеда или брать вожжи гужевых повозок можно будет только в 14 лет, а управлять мопедом – с 16 лет. До сих пор региональным администрациям разрешалось снижать возрастной ценз до 12 и 14 лет соответственно. На мопеде вне зависимости от возраста надо будет ездить в застегнутом мотошлеме.
Также будет запрещено возить детей (до 12 лет) в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой (сейчас это допускается «в исключительных случаях»). Для перевозки групп детей с 1 июля можно будет использовать исключительно автобусы и грузовики со специально оборудованном кузовом-фургоном, и возить пассажиров только сидя, в сопровождении взрослого и при наличии опознавательного знака «Перевозка детей» (изменен также формат этого сигнала). При посадке и высадке водитель обязан будет включить аварийную сигнализацию, обязывающую остальных участников движения снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.
Права пользования проблесковыми маячками желтого или оранжевого цветов лишаются водители транспортных средств, габариты которых превышают установленные нормы (но не признанных крупногабаритными). Особый статус получают автомобили Федеральной службы охраны, входящие в эскорт президента России, премьер-министра, глав Федерального Собрания, высших судебных инстанций и Генерального прокурора России: на радиаторной решетке устанавливаются синие мигающие фонари. Такие маячки признаются знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации» и могут размещаться только на указанных автомобилях.
Антон Одынец,
специально для «Фонтанки.ру»
Ранее по теме:
Верховая езда в городе будет запрещена
Чиновники наехали на лошадей
В трагедии с каретой нашли обвиняемого
Свободу водителям кобылы
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ