Чиновники Смольного продолжают ставить на себе опыты. Одно время они ездили в общественном транспорте, подвергая себя испытаниям, которые обычные горожане даже уже и не замечают. Теперь представители власти сами сели «за баранку». Комиссия во главе с вице-губернатором Михаилом Осеевским устроила тест-драйв новеньким троллейбусам, прежде чем закупить серию одного из них. Пять заводов предоставили городу опытные образцы бесплатно. Что мы увидим на улицах города, пока остается тайной.
Выездное заседание конкурсной комиссии, которой предстоит определить, на каких троллейбусах в ближайшее время будут ездить петербуржцы, состоялось 21 февраля на территории одного из троллейбусных парков. Уже который год к новым троллейбусам предъявляют целый ряд требований, без которых невозможно претендовать на победу в конкурсе. В этом году, помимо низкого пола, асинхронного привода автономного хода и кондиционера для водителя, выдвигается новое – кондиционирование всего салона.
Руководство ГУП «Горэлектротранс» обратилось к крупнейшим заводам с просьбой прислать по одному экземпляру для опытной эксплуатации. Пять производителей из стран СНГ откликнулись и представили свои машины совершенно бесплатно. Троллейбусы не будут лишь выставочными образцами, а будут эксплуатироваться на линии, зачастую в довольно жёстких условиях. В течение нескольких месяцев с техникой смогли познакомиться водители, которым предстоит работать на этих машинах. Изучили их особенности и те, кому предстоит обслуживать её в парках. Всё это позволит не покупать кота в мешке по самой низкой цене, как это было раньше, а выбрать действительно надёжную и удобную машину.
Михаил Осеевский пообщался со всеми водителями, подробно расспросив о преимуществах и недостатках каждого троллейбуса. На одном из них вице-губернатор даже проехал сам. Многотонная машина преодолела под его управлением около 50 метров. После тест-драйва Михаил Осеевский отметил, что она настолько простая, что ей может управлять даже чиновник. Он не сказал, какой троллейбус понравился ему больше всего, однако отметил машины белорусского и вологодского производства. И заверил, что при проведении конкурса, в первую очередь, будет учитываться удобство для пассажиров, а не личные предпочтения комиссии.
Михаил Осеевский подчеркнул, что город не собирается отказываться ни от трамвая, ни от троллейбуса. Об этом говорит ежегодное увеличение финансирования закупок новой техники.
Каждый производитель заинтересован в том, чтобы выбрали именно его товар. В прошедшем году в город поставили 59 троллейбусов вологодского производства. Изготовитель выиграл конкурс с помощью демпинга, предложив троллейбусы по самым низким ценам. Качество подвело: частенько некоторые из них по несколько дней стоят в парке, ожидая гарантийного ремонта. Представителям завода пришлось поселиться в нашем городе, чтобы своевременно устранять все неполадки. Впрочем, многим горожанам эти машины пришлись по вкусу, хотя и сделаны довольно просто и незатейливо. Самое главное достоинство – это низкий уровень пола в салоне. Между тем, в этом году это преимущество начали использовать уже все производители, а самая низкая цена уже потеряла былой приоритет.
В 2008 году планируется потратить на обновление парка троллейбусов около 630 миллионов рублей. Стоимость одной машины колеблется в пределах 6 миллионов рублей. Поэтому на первый план выходят эксплуатационные расходы и степень надёжности. Впрочем, изготовители пытаются заинтересовать чиновников и другим. Например, представители компании-производителя троллейбусов на базе автобусов «МАЗ» считают свои козырем сборку троллейбусов в Петербурге, на Пролетарском заводе, а из Белоруссии приходит лишь автобусный кузов. Между тем смущает тот факт, что «МАЗ» планирует свернуть производство автобусов. Модель «МАЗ-103» очень хорошая и надёжная, однако, является лишь копией автобуса «MAN», а поэтому устарела морально. Единственное преимущество - кузов, пожалуй, один из самых крепких.
Ещё одна машина целиком белорусского производителя – «АКСМ-321». Именно она очень понравилась Валентине Матвиенко во время открытия Пискарёвского проспекта. Тогда впервые прозвучало новое требование – троллейбус должен быть оснащён кондиционером и для пассажиров. Из всех представленных сегодня только он имеет подобную опцию. Однако в принципе любая из представленных машин может быть переоборудована. Между тем, для пассажиров эти «навороты» не столь уж и важны, как для губернатора. Гораздо важнее для каждого петербуржца, чтобы троллейбус ходил с интервалом минут 7, а не 47, как сейчас на некоторых маршрутах.
Впервые в Петербурге оказался и гость из Украины. Троллейбус собран на Львовском автобусном заводе с оглядкой на знаменитые троллейбусы «Skoda». Он очень приятен внешне, но вот в салоне на задней площадке, которую обычно используют пассажиры с багажом, расположился громадный шкаф, в котором скрыт двигатель и другое электрооборудование. Безусловно, что даже самый низкий пол в салоне уже выглядит не столь эффектно.
Что же выберет город для закупок в этом году, станет известно чуть больше чем через месяц. В пятницу, 22 февраля, будет официально объявлен конкурс на закупку новой техники. Спустя 30 дней назовут победителя. Известно, что выиграть могут несколько производителей, поскольку общая сумма в 630 миллионов пока разделена на два лота. По одному из них планируется закупить более дешёвые комплектации троллейбусов. Второй лот предусматривает наличие в салоне кондиционера и мягкой обивки сидений. Честно говоря, создалось впечатление, что скоро троллейбусы разделят на классы - 1 и 2.
В настоящее время куда более остро стоит вопрос естественной убыли количества подвижного состава в троллейбусных парках. Недавно были объединены администрации нескольких троллейбусных парков. Поголовье «рогатых» резко падало на протяжении последнего десятилетия. На линию еще выходит транспорт, выпущенный в конце 80-х годов. Декларируется, что в скором времени все эти ветераны, которые перенесли несколько капитальных ремонтов, уже покинут улицы нашего города. Но пока заменить их нечем. Несмотря на то, что срок службы троллейбуса значительно выше, чем автобуса, и составляет около 15 лет, до пенсии доживают далеко не все. Часть машин страдает в авариях, часть «гибнет» от низкого уровня техоблуживания. Доживают до «почтенных седин» лишь так называемые «закреплённые» за водителями машины.
Возможно, что революция в троллейбусном движении и произойдет, но одного обновления подвижного состава, к сожалению, мало. Большая часть элементов контактной сети разработана в 50-60-х годах и не позволяет развивать высокие скорости. Необходимо заменить все «стрелки», перед которыми троллейбус вынужден притормаживать до 5 км/ч, превращаясь в неповоротливого изгоя. А ведь благодаря электродвигателям по динамическим характеристикам троллейбус способен разгоняться гораздо быстрее автобуса.
Стоит также отметить и то, что в конкурсе будут рассматриваться только короткие троллейбусы. По каким-то причинам сочленённые машины, которые в европейских городах состоят уже не из двух, а даже из трёх секций, наш город не интересуют. Возможно, что это вытекает из ошибочной транспортной политики, когда маршрут и подвижной состав определяются, исходя из реального обследования существующих трасс, а не теоретических оценок перемещения горожан. Именно поэтому «коммерческие автобусы» набиты битком, а троллейбусы оказываются пустыми. Проблему надо решать комплексно, а установка бессмысленного во влажном петербургском климате кондиционера должна быть на самом последнем месте.
Владимир Фёдоров,
Фонтанка.ру
Битва производителей за пассажира
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ