В Петербург пожаловал Антон Корбайн, самый известный фотограф рок-звезд и звезд шоу-бизнеса. Выставка «Четыре измерения Антона Корбайна» открылась 20 февраля в ЦВЗ «Манеж», продлится до 14 марта, а затем уедет в Москву, чтобы там начать работу в Музее современного искусства. Ради такого случая «Манеж» впервые будет работать в еврорежиме — до 21 часа. Правда, заплатить за это удовольствие придется 300 рублей, что в два раза больше, чем обычная цена на билеты.
Некогда провинциальный голландский паренек, а нынче знаменитый фотограф Антон Корбайн удивительным образом вхож в мир мегазвезд. Голова кругом идет от осознания того, что этот долговязый, на вид медлительный мужчина без возраста фотографировал и общался с такими небожителями, как Дэвид Боуи, Мик Джаггер, Мартин Скорсезе, Фрэнк Синатра, R.E.M., Бьорк, Лучано Паваротти, Стивен Спилберг, Такеши Китано, Кейт Мосс, Клинт Иствуд… Причем, этот список можно продолжать практически до бесконечности.
Музыканты Depeche Mode называют его пятым членом группы и разрешают играть на барабанах во время своих концертов. А «неблагодарный» Антон заявляет, что музыка Depeche Mode ему поначалу не понравилась (такое признание он сделал, отвечая на вопрос обозревателя «Фонтанки.ру»), но работа есть работа. И именно Корбайн разработал всю визуальную сторону (фото, клипы, дизайн альбомов, сценография) столь пылко любимой в России группы. Кстати, новость для поклонников группы от фотографа: новый диск выйдет в этом году, его оформит Антон, правда, пока он понятия не имеет, в каком стиле… Не приглянулась голландцу при первом прослушивании и музыка U2, что не мешает ему вот уже больше двадцати лет фотографировать легендарного фронтмена Боно (на выставке есть несколько его изумительных портретов).
Чем «берет», чем «цепляет» этот нидерландец мегазвезд? Точного ответа на этот вопрос не даст, похоже, никто, в том числе и сам Корбайн. Конечно, он мастер, профи высочайшего класса, трудоголик и все такое. Но хороших специалистов в фотомире не так мало… Почему же недоступные звезды посылают подальше тысячи других людей с фотокамерами, а к Антону стремятся попасть? Рискну высказать свою версию, которая заключается в том, что голландцу удалось создать свой фотомир, необычайно манящий именно знаменитостей. Большинство портретов Антона черно-белые, причем очень сильно «черные» и слегка «белые», так как света в них мало. Такая манера позволяет отсекать все ненужные детали, оставляя суть.
Года полтора назад здесь же, в «Манеже», была устроена выставка московского фотографа Жанны Рождественской, знакомой по обложкам «Каравана историй» и других журналов. Так вот, Жанна «разводит» российских звезд на то, что снимает их в образе того или иного персонажа классической живописи в шикарных интерьерах. Наши суперстары «тащатся» от сознания того, что, надев костюмы великих героев живописи, они, мол, сами становятся глубже и круче… В общем, попадают из мира тусовки в мир вечного.
Вряд ли на такое поведутся западные звезды. Они поскромней наших, но главное – намного богаче. Интерьеры их вилл и резиденций шикарней иных дворцов, и роскошь там не в диковинку. Западным миллионерам-звездам другое интересно: вернуться в черно-белый мир подворотен и простых интерьеров, где они начинали – вернуться к своей сути. Показать, что ничего не изменилось, они по-прежнему дерзкие и умные… Для этого есть Корбайн, который умело отсечет все лишнее, наносное и сделает звезду не зажравшейся и тупой, а искренней и загадочной.
Проще говоря, если наши звезды «ведутся» на роскошь и богатство, то западные – на бедность и искренность. Уж не в этом ли главный секрет Корбайна?
Первое «измерение» Корбайна представлено на вернисаже в «Манеже» в разделе Famouz (1973-1988) снимками знаменитостей рока и джаза, по жанру это стилизованная фотодокументалистика. Второй раздел Star Trak в большей степени ориентирован на портреты звезд, сам Антон называет их взглядом изнутри.
Третий этап стал попыткой «взгляда снаружи». Папарацци достали своей назойливостью и бесцеремонностью не только артистов, но и Корбайна. Ведь они покушаются на ореол таинственности и искренности, который столь тщательно создает профессионал. Его ответом желтой прессе стала серия фотографий голубого цвета, имитирующих стиль фотокорреспондентов. Только на первый взгляд они простенькие. В каждом из «33 Still Livts» (название третьего раздела выставки) детали тщательно подобраны, подчеркивают суть. Надо ли говорить, что измученные борьбой с папарацци знаменитости с восторгом восприняли идею голландца: мол, надо же показать этим назойливым фотографам и всему миру, что мы не какие-то тусовочные и дешевые персонажи, а люди тонкие, ранимые, часто одинокие и грустные. Именно такими выглядят в стилизациях голландца Роберт де Ниро, Денни де Вито, Николас Кейдж, Катрин Денев, Мэл Гибсон, Ник Кэйв, Кайли Миноуг и, конечно, Камерон Диас с Макгрегором (их фото вынесено на лайт-постеры, что красуются нынче на станциях питерского метро).
Четвертое измерение Корбайна – серия автопортретов, озаглавленная «a.somebody» - самая спорная. Бурная творческая фантазия вернула Антона из Лондона и Лос-Анджелеса, где он нынче живет и работает, в мир его детства – на небольшой остров в Нидерландах, где он родился и рос. Вернулся он туда не один, а в компании уже покинувших этот мир легендарных музыкантов – Джимми Хендрикса, Джона Леннона, Курта Кобейна и других.
Как сие стало возможно? Умелый грим, костюмы и мастерство фотографа сделали самого Корбайна удивительно похожим на кумиров его детства. Он оказался неплохим актером, обладающим даром перевоплощения. Так он стал и Ленноном, и Хендриксом. Идея в высшей степени оригинальная, хотя многие, в том числе и автор этих строк, решили, что чувство меры изменило Корбайну, что не стоило тревожить тени ушедших…
Однако Антон всегда утверждал, что он не просто фотограф, снимающий знаменитостей. Вот и в Питере заявил, что вовсе не горит желанием снять Бритни Спирс. И вообще, кумиры ему порядком надоели. Во-первых, он теперь сам звезда (закатывает такие выставки), а, во-вторых, переключился на кино. Не так давно Корбайн как режиссер дебютировал с художественным фильмом «Контроль», сходу став лауреатом Каннского фестиваля-2007, и даже получил приз «Золотая камера». Вскоре эта картина выходит в российский прокат, и нам предстоит оценить, насколько интересен этот удивительный голландец в своем пятом измерении.
Михаил Садчиков,
Фонтанка.ру
В Петербург съехались знаменитости. На фотографиях
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ