Программа по созданию в Петербурге сети магазинов "шаговой доступности" фактически провалилась - из 200 торговых точек, которые должны были появиться по плану, работают три. Такие данные были озвучены на депутатских слушаниях в ЗакСе, где парламентарии в очередной раз обсуждали проблемы малого и среднего бизнеса. Результатом обсуждений стали лишь предложения по изменению законодательства.
Как известно, торговля — один из основных экономических двигателей еще со времен царя Гороха. В современном мире все происходит настолько молниеносно, что для того, «чтобы оставаться на месте, нужно быстро бежать вперед». В условиях монополизации рынка торговыми сетями, мелкая розница не успевает за общими темпами и не имеет шансов выжить. Это приведет к тому, что года через два федеральному закону о торговле будет просто некого защищать.
Накануне в ходе очередных депутатских слушаний в ЗакСе говорили о насущных проблемах. На этот раз о торговле в Санкт-Петербурге: о том, что происходит и что должно быть. Из-за того, что на региональном уровне отсутствуют правовые нормы, регулирующие деятельность торговых сетей, мелкая розница рискует просто исчезнуть. По мнению Нины Динес, руководителя «Службы помощи торговым организациям», чтобы «прекратить это правовое бесправие», региональная норма просто необходима. Сетевики, по наблюдению службы, «ведут себя как хотят, обсчитывают покупателей, имеют расхождение в стоимости товаров по ценнику и по кассе, грубят и неуважительно относятся к своему клиенту». Динес считает это недопустимым. Но еще хуже, на ее взгляд, то, что засилье торговых сетей мешает развиваться мелкой рознице, которая, в свою очередь, готова бороться за клиента: маленькие магазины, мол, всегда лучше относятся к своему покупателю. В итоге в сложившейся ситуации страдает как простой горожанин, так и представители малого и среднего бизнеса.
В Петербурге на данный момент более 80% товарооборота приходится на торговые сети — этот сегмент рынка полностью монополизирован. Игра там, между тем, как считает «зажатая розница», идет по своим правилам: вместо квалифицированного персонала используется дешевая рабочая сила, ассортимент продуктов представлен только теми товарами, которые проще всего сбыть. Покупатель вынужден потреблять «излишки» западных стран: продукты, которые не соответствуют международным экологическим стандартам, а также некачественные товары. Мелкий фермер сетевым структурам тоже неинтересен, в результате из-за отсутствия натурального, «домашнего» продукта, страдает все тот же потребитель.
Депутаты, в свою очередь, отмечали, что проблема давления сетевиков на мелкую розницу плохо изучена. Не проводилось и никаких серьезных исследований по конкуренции между самими торговыми сетями. Поэтому в процессе парламентских слушаний проблема лишь была обозначена. Никаких конкретных действий намечено не было.
«Магазины у дома» крайне необходимы городу, в этом были едины все участники слушаний и особенно эмоционально обсуждали этот вопрос. Сопредседатель Союза потребителей РФ, в частности, отметил, что «в городе есть такие кварталы, где невозможно купить буханку хлеба. Пожилые люди вынуждены проезжать несколько остановок на транспорте, чтобы приобрести самые простые товары первой необходимости». Заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Николай Архипов подчеркнул, что для того, чтобы «эффективно ограничить произвол сетевиков, в первую очередь, нужно разгрести «кашу»: осуществить перераспределение, чтобы не было магазина на магазине в одном районе и полного отсутствия в другом».
Капитализация магазина шаговой доступности составляет 4-5 миллионов рублей, его площадь в среднем 100 квадратных метра. В ассортименте — товары первой необходимости: хлебные и молочные продукты, мясо и мясопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия и т.д. Прибыльная алкогольная продукция отсутствует.
В 2007 году было принято решение о создании 200 магазинов шаговой доступности в 93 микрорайонах. При этом, по мнению председателя общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Сергея Федорова, «для того, чтобы ослабить сетевиков в Петербурге необходимо открыть около 850 магазинов шаговой доступности». В результате, вместо намеченных 200 (и мифических 850), фактически работают всего три подобных мини-маркета в Приморском и Петроградском районах, а также в поселке Металлострой. Куда в таком случае вкладывается более миллиарда рублей, которые предусмотрены программой развития потребительского рынка до 2011 года, непонятно.
Основные причины того, что предприниматели не спешат открывать магазины шаговой доступности, по мнению Сергея Федорова, заключаются в «отсутствии закона, который защищает малый и средний бизнес. Маленький магазин банально не подключают к электросетям, а получить все необходимые разрешения на ведение торговой деятельности практически невозможно. Ведь чаще всего предприниматели малого и среднего бизнеса — обычные люди, они не понимают, как им получить более 30 подписей для того, чтобы начать своё дело. Необходимо согласовать и место, и внешний вид будущего мини-маркета, а чиновники не торопятся рассматривать документы. Часто одного ответа приходится ждать по два месяца. Эту «систему» преодолеть практически невозможно, а власти города не оказывают бизнесменам никакой поддержки».
Ждать федеральный закон о торговле, который, возможно, урегулирует все эти проблемы, нельзя. Ситуация в Cеверной столице обостряется с каждым днем. Поэтому участники слушаний подчеркивают, что необходимо инициировать разработку закона «О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Санкт-Петербурге». Документ с этими предложениями в скором времени будет направлен в правительство города.
Пока нет нового закона, городскому правительству предлагается внести изменения в старые нормативные акты и разрешить «магазинам у дома» реализацию «полного ассортимента продуктовых товаров (включая пиво, табачные изделия и алкогольные напитки)». Но под это, скорее всего, будет отведено не более чем 10% площади торгового зала. Также депутаты предлагают разрешить открывать магазины с непродовольственным ассортиментом товаров первой необходимости, «исключив при этом ограничения по площади торговых объектов».
Лина Новикова,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
В магазинах шаговой доступности появится алкоголь
Шаг-другой — и ты в магазине
Владелец сети супермаркетов создаст в Петербурге программу магазинов шагового доступа
Шаг за шагом к материальным благам