Накануне в культовом петербургском кинотеатре «Аврора», на день раньше чем в Москве, состоялась премьера первого российского фильма-концерта «Зеленый театр в Земфире». Режиссер и сопродюсер фильма Рената Литвинова вместе с певицей и сопродюсером Земфирой Рамазановой специально приехали в Cеверную столицу, чтобы представить зрителям и журналистам свой амбициозный проект.
В понедельник, 18 февраля, в культовом петербургском кинотеатре «Аврора», на день раньше чем в Москве, состоялась премьера первого российского фильма-концерта «Зеленый театр в Земфире». Режиссер и сопродюсер фильма Рената Литвинова вместе с певицей и сопродюсером Земфирой Рамазановой специально приехали в Cеверную столицу, чтобы представить зрителям и журналистам свой амбициозный проект.
В последнее время Рената и Земфира неразлучны, что дает желтой прессе поводы посудачить об их «совместном проживании», «одной семье» и прочих интимных тайнах. На пресс-коференции в «Авроре» Литвинова, не таясь, заявила, что после фильма «Богиня. Как я полюбила» (Рената в нем дебютировала как режиссер), где была музыка Рамазановой, она полюбила Земфиру. На это певица воскликнула, что не стоит говорить так неосторожно: мол, назавтра все газеты вынесут фразу про «полюбила» в заголовки. Но Рената не смутилась: «А я и хочу, чтобы они сделали такие заголовки!»
Как бы то ни было, любовные коллизии не мешают этой экстравагантной паре творить бурно и продуктивно. После «Богини» Литвинова снимала клипы своей подруги, а теперь вот решила, что «девушка созрела» для полнометражного музыкального фильма-концерта.
Жанр этот довольно редкий даже в мировом кинематографе. Покопавшись в памяти, меломаны вспомнят такие ленты, как «Квин в Будапеште», «АББА», «Концерт «Пинк Флойд». Недавно группа «Ю-ту» экранизировала свой концерт, а оскароносец Мартин Скорсезе снял документальный фильм по концертам группы «Роллинг Стоунз» с названием «Да будет свет».
- Какие имена! Это же все высшая лига! – воскликнула Земфира, вспоминая историю западной киномузыки. – Но, с другой стороны, не в моих правилах скромничать. У меня появился свой режиссер, и я решила этим воспользоваться! И мне кажется, у нас получилась эта картина…
Основой для фильма стали не съемки тура Земфиры, а один-единственный ее концерт в Москве, 8 июня 2007 года, в Зеленом амфитеатре. Несколько раз в ткань концерта врывались черно-белые монологи певицы, снятые Литвиновой за кулисами. Вот и вся нехитрая схема 76-минутного фильма.
Хотя Земфира назвала этот проект амбициозным, ее сопродюсер призналась, что бюджет картины весьма скромный:
- Так как мы хотели обладать независимостью, то снимали все на «цифру», потому что она влечет за собой достаточно скромный бюджет. Но финансовая независимость дала нам право быть такими, какие мы есть, делать то, что мы хотим…
И дело не в том, что они сотворили нечто очень уж смелое и экспериментальное, а в том, что нет гарантии в зрительском успехе. Одно дело приехать на гастроли в очередной город (кстати, 23 марта грядет сольный концерт Земфиры в Ледовом дворце) и собрать в зале несколько тысяч меломанов, и совсем другое – создать фильм-концерт, который будет идти в кинозалах каждый день. Положа руку на сердце, спросим: чей еще фильм-концерт из российских артистов может сегодня иметь успех в кинопрокате? Не Билана же и даже не Пугачевой. Разве что Шевчука и БГ, и то есть сомнения… Земфира, конечно, первый кандидат на право обладания собственным фильмом, но и она рискует, что когда схлынет первая волна фанатов, кинотеатры опустеют… Впрочем, пока говорить об этом рано: время и кассовые сборы покажут.
Наверное, рано придирчиво судить о степени художественности картины «Зеленый театр в Земфире». Я убежден, что даже самому лучшему режиссеру не удастся с первой попытки создать шедевр в неизвестном ему жанре. А жанр фильма-концерта только с виду прост.
Литвинову, конечно, спасает то, что она, как говорится, в материале, она досконально знает Земфиру, видела десятки ее концертов. Иначе было бы невозможно так красиво и неожиданно снять руки певицы сразу в нескольких песнях. Этого не «поймаешь», не выхватишь с одного раза! Вряд ли с кем-то другим певица стала бы и так откровенничать в своих черно-белых монологах, как со своей закадычной подругой (хотя сама Земфира призналась, что не очень довольна своими разговорами в кадре).
Земфиру режиссер знает и чувствует очень хорошо, а вот ее публику, судя по всему, недолюбливает. Во всяком случает, публика, заполнившая в тот вечер Зеленый театр, фактически оказалась «выключенной» из картины. Зрителей снимали мало, неохотно, и, в основном, с помощью крана, летящего над головами. «Лица из народа» не выхватывали, хотя, наверняка, в зале были колоритные представители, чьи портреты могли добавить в картину неожиданные краски. А в какие-то моменты и вовсе возникало ощущение, что свист и бурные аплодисменты подкладывались как фонограмма…
Конечно, какие-то песни сняты более удачно, какие-то обыкновенно, а в иных музыка и видеоряд почти не стыкуются. Но любящая и отнюдь не властная рука режиссера и монтажера (Литвинова сама занималась монтажом, и это принципиально) чувствуется от первой до последней из 76 минут картины, хотя Рената ни разу не появляется в кадре.
В начале, правда, показалось, что концерт снят не без налета гламура. Слишком уж красочны и постановочные эффекты, все эти фейерверки и взрывы, цветной компьютерный «задник» сцены, да и лица музыкантов подчеркнуто красивые (особенно клавишника и трубача). Какая-то «Земфира в шоколаде». Но по мере того, как темнели небеса над Зеленым амфитеатром, рок-н-ролльная волна в картине нарастала, и верхом ее проявления стала песня про дождь, целиком снятая на мобильный телефон, дрожащей рукой, с полуразмытым изображением (модная фишка)… Однако в финале рок-н-ролльная тема опять уступила место фейерверкам и салютам, устроенным в честь победы Земфиры в небе над театром. В финальных кадрах, когда певица, стоя у звуковых колонок, трогательно смотрит на этот самый фейерверк, она не выглядит уставшей и заведенной. Такое ощущение, что она не ураганный рок-н-ролльный сольник отыграла, а концерт романсов отпела.
Впрочем, такое было у нее настроение в тот вечер, и ничего другого снять было невозможно. Кстати, артистка призналась, что 8 июня она сыграла неплохой концерт, но не лучший. Вот и фильм Ренаты, как в зеркале отразив «зеленый концерт», получился неплохим, но не лучшим. Просто потому, что пока сравнивать не с чем. Нет в российском кино другого фильма-концерта. И трудно сказать - появится ли? Главная проблема, что измельчали и наша эстрада, и наш рок-н-ролл. Картины снять можно, но пойдет ли зритель в кино на звезд местного разлива?!
Михаил Садчиков,
фото Михаила Садчикова-младшего,
Фонтанка.ру