Экономные петербуржцы готовятся к 1 апреля. Как известно, именно в этот день стоимость проезда на всех видах общественного транспорта вырастет. Билетами на наземный транспорт «затариться» впрок нельзя, зато жетоны в метро скупаются килограммами. При этом в кассах очень быстро кончаются монеты. Ситуация должна существенно измениться после того, как привычные монетки сменят пластиковые жетоны.
Расчётливые и экономные петербуржцы готовятся к 1 апреля. Как известно, именно в этот день стоимость проезда на всех видах общественного транспорта вырастет. Билетами на автобус, троллейбус и трамвай «затариться» впрок нельзя, зато жетоны в метрополитене скупаются в буквальном смысле килограммами. При этом в кассах очень быстро кончаются монеты, что вызывает проблемы и у кассиров, и у пассажиров метро. Ситуация должна существенно измениться после того, как привычные металлические монетки сменят пластиковые жетоны.
В окошках касс метрополитена стали уже привычными объявления о том, что больше двух жетонов в одни руки кассир не продаёт. Это привычная практика перед каждым повышением цен на проезд. Население тут же распространяет информацию о происках корыстного руководства питерской подземки, которое не даёт сэкономить простым петербургским жителям на проезде, запрещая продавать жетоны. На самом деле всё гораздо банальнее, а в том, что количество продаваемых жетонов ограничивается, по большому счёту, виноваты сами граждане.
Как выяснилось, каждому кассиру на руки выдаётся определённое количество жетонов, которое за смену не пополняется. Народ перед поездкой на работу берет не 2-4 жетона, а 20-40. Кто-то это делает для того, чтобы сэкономить после первого апреля 3 рубля, однако в большинстве случаев массовой скупкой монет занимаются люди, планирующие «навариться» на их перепродаже. «Всплывают» скупленные жетоны в традиционных очередях, которые образуются возле касс по 1 и 15 числам каждого месяца. Специально для них в эти дни действуют «дополнительные услуги», предоставленные, правда, не ГУП «Петербургский метрополитен», а предприимчивыми детьми и старушками, которые предлагают купить жетон по завышенной цене. В настоящий момент (по данным на 1 февраля) стоимость такой «услуги» составляет 20 рублей.
Несмотря на то, что, по данным пресс-службы метрополитена, сейчас в обороте находится 28 миллионов жетонов, на деле их гораздо меньше. Причём иногда чересчур бдительные граждане даже не знают, как избавиться от накопленного добра. Так, в метрополитен регулярно поступают звонки с вопросом можно ли им продать жетоны. Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», на днях одна пожилая горожанка попыталась сдать около 5 тысяч монет по их себестоимости. К её большому сожалению, петербургская подземка обратно жетоны принимает только через накопительный ящик турникета, поэтому все монеты придётся продавать в розницу или банально «проездить».
Чтобы хоть как-то проредить очереди, несколько лет назад была введена система продажи бесконтактных смарт-карт через специальные терминалы, которые установлены в 70 вестибюлях петербургской подземки. Кроме этого, на многих станциях можно увидеть автоматы по продаже жетонов, которые взамен 100-рублёвой купюры выдают 7 жетонов плюс сдачу. Однако на практике выясняется, что жетоны в автомате очень быстро кончаются: перезаряжают их очень редко. Сейчас, например, практически все они не работают, потому как запаса монет хватает в автомате на 15-20 минут. Красочные терминалы по продаже БСК почему-то народом не приветствуются. Как правило, люди предпочитают купить у предприимчивой старушки жетон по завышенной стоимости.
Видимо, решив окончательно избавиться от спекулянтов, руководство метрополитена решило изменить сами жетоны. Как стало известно «Фонтанке», привычные металлические монеты сменят пластиковые жетоны. Причём, приобрести их можно уже сейчас. В апреле 2007 года была введена новая система прохода через «багажные» турникеты - если раньше люди покупали карты, то сейчас специальные пластиковые жетоны, которые кодируются на одну поездку. Стоят они столько же, сколько и привычный, металлический.
Именно такими должны стать все жетончики в ближайшем будущем. Когда это произойдёт - пока не известно, по этому вопросу в настоящий момент проводятся рабочие совещания. Пластиковая, но недолговечная альтернатива нынешней монетки такая же по размеру и по толщине, поэтому серьёзного переоборудования турникетов не потребуется, просто они перейдут на новый принцип работы. Главное отличие этого жетона в том, что он будет действовать в течение какого-то определённого срока. Сейчас они кодируются на 3 месяца, однако этот срок может сократиться. Металлические монетки же, скорее всего, осядут в коллекциях нумизматов.
Александр Фролов,
фото Ксении Потеевой,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
«Прежде, чем повысить цену проезда в метро, надо провести мониторинг»
Первоапрельская правда: метро – 17 рублей