Получить приз или выиграть деньги всегда приятно. Однако подчас победителей промо-акций, конкурсов, лотерей и иных розыгрышей ждет разочарование: получить заветный приз (будь то MP3-плеер, мобильный телефон или автомобиль) он сможет, только заплатив в виде налога в бюджет больше трети его стоимости. Организаторы акций, как правило, предпочитают не афишировать малоприятное для потенциальных участников условие.
По закону от налога освобождается только стоимость вручаемых участникам рекламных акций (стимулирующих лотерей) призов, суммарная стоимость которых в течение года не превысила 4000 рублей. Все, что больше, считается доходом и облагается налогом по ставке в 35 процентов. А работодатели иногда даже удерживают проценты от стоимости корпоративных вечеринок, в которых участвовали их сотрудники.
Троянский конь
В рекламных материалах промо-акций о необходимости платить налог упоминается редко. Большинство их организаторов стараются «запрятать» эту информацию подальше от глаз играющих или вообще умолчать.
Особо любопытные могут зайти на указанный в рекламе сайт и найти там правила, содержащие формальные, на первый взгляд, условия. «Любой Участник Акции, выигравший Приз, несет обязанность по уплате всех применимых налогов в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации», – указано в промо-правилах компании «ПепсиКо Холдингс». Стоимость призов там не указывается, но вряд ли разыгрываемые GPS-навигаторы и снегоход оцениваются меньше чем в 4000 рублей. Деньгами призы не выдаются, а значит победитель, уже потративший изрядную сумму на участие в SMS-викторине, встанет перед выбором: платить из собственного кармана треть стоимости того же снегохода (а это почти 5 тысяч долларов!) в надежде потом его продать, либо отказаться от подарка.
В рекламе проводимой компанией DIXIS акции (купив мобильник и поучаствовав в SMS-викторине, в ходе которой надо отвечать на вопросы, можно выиграть обучение иностранному языку за границей) о налогах ничего не сказано. Ни слова о предусмотренной законом обязанности не упоминается и в правилах конкурса, проводимого при участии авиакомпании «Трансаэро».
По заветам почтальона Печкина
Налоговое законодательство обязывает компании, выдающие призы, удерживать и перечислять в бюджет соответствующий налог, а также представлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц. То есть получить выигранный мобильный телефон, путевку или иной товар или услугу, можно, только заплатив организатору акции 35 процентов его стоимости. А также предоставив все свои данные – ИНН, номер паспорта, адрес регистрации и т.д.
Исключение составляют выигрыши на сумму меньше 4000 рублей. «Каждая организация должна вести персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные выигрыши и призы, – разъясняет заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России Сергей Разгулин. – В случае, если сумма выплаченного одному и тому же физическому лицу выигрыша превысит в налоговом периоде [в течение календарного года] 4000 рублей, организация будет признана налоговым агентом».
Иногда организаторы акций берут на себя уплату налога, причем вынуждены это делать хитроумными способами. Например, сеть «Мегафон» проводила лотерею «100 за 100», в которой разыгрывался автомобиль. Как пояснили в пресс-службе сотовой компании, в состав выигрыша включили и денежный приз, равный сумме налога. Передавая автомобиль победителю, организатор лотереи перечислял денежную сумму в бюджет.
Для выигрышей обычных лотерей, не связанных с рекламой товаров и услуг, налоговая ставка составляет всего 13 процентов. Наравне с организаторами рекламных акций, операторы лотерей также обязаны удерживать и перечислять налог. Хотя в правилах региональной государственной тиражной лотереи Санкт-Петербурга «Невское лото», проводимой от имени городского правительства, указано, что сам победитель «обязан заплатить налоги со всех полученных им в лотерее денежных выигрышей в соответствии с действующим законодательством».
Закон не делает исключения даже для подарков, которые работодатель вручает своим же штатным сотрудникам. Если их стоимость за год превысит 4000 рублей, за подарки надо отдать 13 процентов. Причем к подаркам приравниваются и услуги, в том числе, участие в корпоративной вечеринке. Например, оператор «Скай Линк» (ЗАО «Дельта Телеком») включает стоимость подобных мероприятий (более 5000 рублей на человека) в налогооблагаемый доход участвующих в них сотрудников, фактически уменьшая их зарплату на 700 рублей.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Выиграл приз – отдай налог
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ