Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Коррупции отБОЙ!

Коррупции отБОЙ!

523
Фото: focus.in.ua и www.ourtx.com


Депутаты петербургского ЗакСа решили жестко бороться с коррупцией. И открыто провозгласили это на заседании городского парламента (в это же время президент Путин говорил о той же проблеме в МВД). Они специально вернулись ко второму чтению рамочного законопроекта «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге» и прописали в нем создание специальной комиссии, которая будет заниматься экспертизой нормативно-правовых актов и даже согласовывать назначение чиновников. Однако, с чем конкретно они намерены бороться, депутаты, по ходу дела, даже не представляют.

ЗакС обратился к теме коррупции неожиданно. Депутаты достали из архива рамочный законопроект, внесенный еще в ноябре 2006-го года экс-депутатом Владимиром Еременко. И решили внести в документ существенное дополнение. Согласно поправке, за которую депутаты дружно проголосовали, в Петербурге будет создана специальная комиссия по предупреждению и противодействию коррупции. В ее состав войдут не менее пяти депутатов ЗакСа, представители исполнительной власти, контрольно-счетной палаты и территориальных органов федеральных органов власти. Депутаты детально прописали функции комиссии, среди которых: координация деятельности по проведению антикоррупционного мониторинга, подготовка ежегодного доклада о коррупции, выступления на эту тему в СМИ.

Комиссия должна будет проводить экспертизу разработанных нормативно-правовых актов и законопроектов на тему избирательного права, госслужбы, сферы полномочий органов власти, госзаказа, приватизации и иных сфер, имеющих отношение к имуществу и финансам. А также выдвигать кандидатов на должности руководителей исполнительной власти и глав районов. Кроме этого, на основании решения комиссии должно происходить назначение представителей города в различных ОАО.

В самом документе, несмотря на отсутствие как такового официального определения коррупции, объясняется, что это - подкуп (получение или дача взятки) или незаконное использование служебных полномочий, сопряженное с получением выгоды как для себя, так и для своих близких. В документе депутаты подробно прописывают и классификацию коррупционных правонарушений, и меры их предупреждения.

То ли парламентарии хотят кого-то напугать, то ли просто тема коррупции — неплохой информационный повод... но понять сокровенный смысл действий депутатов по ходу дела не удалось даже им самим. На просьбу корреспондента «Фонтанки» привести наглядный пример того, с чем они хотят бороться, большинство парламентариев пускалось в пространные рассуждения о том, что понятия «коррупция» в принципе не существует.

- В Петербурге нет коррупции!!! - воскликнул вице-спикер парламента Сергей Анденко. Отвечая на соответствующий вопрос «Фонтанки», он торжественно во весь голос декларировал идеологию «рамочного» законопроекта, спускаясь по главной лестнице Мариинского дворца. - Мы всего лишь подаем пример всей стране и другим субъектам федерации, демонстрируя готовность в случае появления коррупции отразить удар!
Случайно оказавшийся внизу лестницы глава КЭРППиТ Алексей Сергеев, несколько ошеломленный тирадой Анденко, поначалу даже не понял, о чем речь:

- А? Да? Нет, конечно, у нас нет коррупции! - через мгновение подхватил он.

Депутат Терентий Мещеряков с ними не согласился, мол, да, сейчас нет, но история нашего города не понаслышке знает об отдельных проявлениях этого губительного явления:
- Как же, а 1708-ой год? Александр Данилыч Меньшиков — яркий пример коррупционера! Стоит обратиться к истории! - глубокомысленно отметил он. Более свежие примеры о получении взяток в администрации Кировского района и в ряде муниципальных округов (в том числе и в родном для Мещерякова Выборгском районе) он почему-то не вспомнил.

В другом крыле Мариинского на вопросы реагировали иначе. Глава Комитета по законодательству Виктор Евтухов на просьбу привести вопиющие примеры явно коррупционных законопроектов, сказал, что он как-то «не готов» к конкретике. И предложил обратиться с этим вопросом к жителям города, которые чаще могут сталкиваться с проявлениями коррупции, обращаясь к чиновникам «среднего звена» за решением тех или иных вопросов: в сфере городского хозяйства, дорожного строительства...
Но «красноречивее» всех отреагировал Владимир Барканов, глава бюджетно-финансового комитета ЗакСа. Взяв паузу и несколько оторопев, он закашлялся, улыбнулся, замотал головой и молча пошел вверх по лестнице — в сторону своего кабинета.
Всего несколько депутатов смогли не только адекватно воспринять как само слово «коррупция», но даже поговорить на эту тему.

- Непонятно, что на самом деле является коррупцией? Это же не обязательно получение денег или прямое лоббирование интересов. Примеров даже из петербургской практики может быть приведено как много, так и мало. Если депутат подает запрос, он чьи интересы лоббирует: жителей или свои? И где может быть место коррупции? Она как может присутствовать, так ее и не может быть. Мы все живем в обществе. И можем обратиться к кому-нибудь с просьбой. Попросить же можно как за себя, так и за друзей.

Еще один пример - программа по расселению «хрущевок». По словам Никешина, изначально в ней было прописано отдать реализацию программы на откуп исполнительной власти. И именно для того, чтобы включение и исключение кварталов, а также работа с населением была прозрачной, депутаты и решили детально прописать механизмы реализации. «Вот не хочет человек выезжать из своего дома в другой район. При старой редакции документа, «договорившись» с определенными лицами среднего звена, заинтересованный инвестор мог бы человека выселить. А если прописать, что в другой квартал возможно переселение только с письменного разрешения гражданина, возможностей для коррупции и влияния на переселение будет меньше».

Алексей Ковалев считает, что какой нормативный акт ни возьми — в каждом есть следы коррупции, потому что очень многие нормы позволяют чиновникам принимать те или иные решения самостоятельно без четко прописанных критериев. В качестве примера депутат привел принятый в третьем чтении на том же заседании законопроект «О зеленых насаждениях». Сначала в документе был прописан закрытый перечень зон, где следует запретить застройку. А в окончательной редакции прошла поправка Смольного, и перечень сделали примерным. Когда список становится не бесспорным, тут же появляется место для коррупции. «Я считаю, что гарантией защиты от коррупции было бы назначение всех руководителей комитетов в ЗакСе. А глав районов утверждали бы специально созданные представительные органы власти в районах», - изрек депутат, добавив, что, по его мнению, никакого толку от комиссии в этой части не будет, так как ее решение будет носить рекомендательный характер.

Аркадий Крамарев, напротив, посчитал, что коррупцию порождает процедура множественного согласования вопросов. Когда один чиновник решает вопрос, даже если коррупционная составляющая возникает, ее можно довольно быстро вычислить. А когда 10 чиновников берутся за дело, получается цепочка. И кто как себя позиционирует в ней, доказать практически невозможно.

Депутат Юрий Карпенко после соответствующего вопроса чуть было не сбежал, но потом вернулся, немного подумал и сообщил, что коррупция может возникнуть в сфере утилизации отходов, два законопроекта о которой были недавно приняты в ЗакСе. Во-первых, депутату не нравится, как распределяются полномочия в этой сфере между парламентом и Смольным - в пользу последнего. Во-вторых, ему кажется, что в этой сфере замешаны интересы соответствующего бизнеса. Какого конкретно, депутат уточнить не смог — в этот день ему исполнилось 50 лет, и он был занят совсем другими делами.
Самым коррупционным законопроектом коммунист Владимир Федоров назвал закон о выборах, по которому сам и избирался в парламент. «Депутаты попадают в партийный список не без участия бизнеса, с помощью которого формируется избирательный фонд. А потом, слушая отдельных депутатов самой большой фракции, если проанализировать, какой бизнес вкладывал деньги в кампанию, становится понятно, почему парламентарии голосуют так, а не иначе по ряду вопросов».

В кулуарах дворца о коррупции говорили гораздо смелее. «Без конкурса отдавать деньги налогоплательщиков нельзя», - сказал один депутат, имея в виду ряд целевых программ, которые стали результатом сотрудничества Смольного и крупных корпораций. По его мнению, любые подобные документы нужно серьезно анализировать. Другие парламентарии показывали пальцем на коллег и вспоминали о так называемых «депутатских поправках». Напомним, что это — часть средств городского бюджета, которые позволяют распределять по предложениям парламентариев ЗакСа. Не секрет, что редко направление средств из бюджета на те или иные нужды оборачивается «откатами». Официально этого пока никто не доказал, конечно, потому что официально и «поправок депутатских» в принципе не существует. И парламентарии непорядочные в ЗакСе все же далеко не все.

Александра Медведева
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях