Телевизионные дебаты в прямом эфире – это такая экзотика, которую не могут лицезреть граждане нашей страны. Нам лишь с каждым новым всенародным плебисцитом предлагают какой-то demo-вариант этих самых дебатов, впрочем, как и самих выборов. В студии собираются двое-трое умных кандидатов, и каждый по очереди говорит о том, какое счастье наступит у электората, ежели проголосуют за него…
Что же касается претендентов от власти, то они попросту игнорируют публичный диалог со своими оппонентами. В стране, где существует режим политического монолога, содержательный диалог соперников невозможен в принципе.
Более того, нет смысла в этих дискуссиях, так как при нынешней политической системе кандидаты и их партии не в состоянии ничего поменять. Даже «Единая Россия», при монополизме в парламенте, не может внутри себя проводить дебаты, фактически являясь выразителем дум беспартийных товарищей из администрации президента.
Между тем трудно себе представить президентскую кампанию, скажем, в США, без жестких споров избранников на экране. Дебаты – это уже традиция, даже можно сказать – признак цивилизации. Но не там, где утвердилась суверенная демократия.
Нам говорят про российскую специфику. Но специфика выборов – это как специфика велосипеда. Если нет велосипеда, значит, ты и не научишься на нем кататься. Так же и с выборами.
Между тем сами выборы с предсказуемым результатом попросту становятся не интересны избирателю. Если бы сохранялась хоть какая-то интрига, если бы голос каждого был на счету и будущее страны решалось на избирательных участках, – тогда и чиновники считали бы себя слугами народа, а не его хозяевами. Сейчас же на правах «хозяев» всеми правдами и неправдами нас, как «крепостных», пытаются загнать на участок, чтобы явкой в 60% легитимизировать выбор одного человека.
В 2011 году наша страна отметит 150-летие со дня подписания Александром II Манифеста об отмене крепостного права. «Базовые ценности сформулированы человечеством уже давно, но применить их к российской специфике порой бывает проблемой. И главный вопрос в том, чтобы совместить, сделать так, чтобы наши национальные традиции совместились с фундаментальным набором демократических ценностей. Это задача, над которой бьются поколения политической и интеллектуальной элиты России в течение последних 150 лет. Но должен сказать, что сегодня мы значительно приблизились к её решению», – сказал Медведев, выступая перед общественниками. Похоже, что эти 150 лет и есть с отмены крепостничества. Правда, отказавшись от публичных дебатов, Дмитрий Медведев вряд ли приблизил наши национальные традиции к фундаментальному набору демократических ценностей.
Алексей Яушев,
политический обозреватель «Фонтанка.ру»
Выборы – не место для дискуссий
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ