Уходящий год запомнится деловой общественности Петербурга «шквалом» крупных сделок. Зарубежный и столичный бизнес повернулся лицом к городу на Неве. Вкладывать в Петербург в последнее время стало модно. Старт крупным инвестициям дали мировые автогиганты. «Фонтанка» решила напомнить, чего достиг наш город в этом году.
8 июля на Петербургском экономическом форуме автоконцерн «Сузуки» заявил о подписании соглашения по строительству завода в Шушарах, по соседству с «Тойотой». Производитель намерен завершить работы в 2010-2011 годах. Инвестиции в проект составят 115 миллионов долларов. К «Сузуки» сразу же присоединились владельцы автоконцерна «Пежо». В октябре о своем желании работать в Петербурге объявила компания «Митцубиси Моторс». А 17 декабря в Сеуле было подписано соглашение о строительстве завода «Хендай» в промзоне Каменка. Автомобильный кластер, как ожидается, будет сформирован в Петербурге в 2009-2010 годах. Тогда закончится строительство основных мощностей автогигантов и сформируется логистический комплекс. В год с конвейеров автозаводов будет сходить больше 1 миллиона машин.
За автогигантами подтянулись и представители другого бизнеса. 19 декабря бриллиантовый холдинг «Алроса» заявил о создании 100% дочернего предприятия в Петербурге. Пока детали проекта не сообщаются, но, по предварительным данным, «Алроса» намерена вложить в экономику города несколько миллиардов рублей.
Но, судя по всему, «Алросе» придется побороться за инвестпроекты в Петербурге. У нее есть серьезные конкуренты. Одним из крупнейших инвесторов Петербурга остается Внешторгбанк. В ноябре 2007 года представители ВТБ заявили о готовности компании вложить 800 миллионов долларов в строительство «Невской ратуши» (Смольного-2), делового центра, куда переедут 47 комитетов правительства Петербурга. 28 ноября были подведены итоги архитектурного конкурса по проекту. За основу решили взять концепцию, разработанную российско-германским тандемом архитектурных мастерских Евгения Герасимова и «NPS Tchoban Voss».
В декабре стартовал еще один масштабный конкурс на проект реконструкции Апраксина двора. Свои концепции публике представили «Главстрой» и Russian Land Шалвы Чигиринского совместно со шведской компанией Ruric. Итоги инвестсоревнования подведут 25 января 2008 года, но уже известно, что инвестиции в проект составят не менее 10 миллиардов рублей.
Это поистине масштабная сумма, если учесть, что на намыв сотен гектаров Морского фасада потратили 29 миллиардов рублей. Именно такую сумму озвучила компания-арендатор намыва на Васильевском острове «Терра Нова». Вложить в реализацию проекта предполагается также заемные средства. Этих инвестиций, по мнению руководителей компании, достаточно для того, чтобы построить на 476 га намывных территорий более 1,5 миллиона квадратных метров жилья и более 670 тысяч квадратных метров офисных зданий.
Чуть дешевле обойдется инвесторам реализация стартовавшего в 2007 году концессионного конкурса на строительство Орловского тоннеля под Невой. Его ориентировочная стоимость составляет 26,4 миллиарда рублей. Правда инвестору придется внести только 33,3% от этой суммы. Остальные расходы по строительству будут компенсированы за счет городского и федерального бюджетов. О своем желании побороться за право инвестировать тоннель уже заявили 4 компании - ООО «Невская концессионная компания», ООО «Невский тоннель», ЗАО «Буигпрожект Оперейтинг» и Neva Traverse Gmbh. Возможность претендовать на звание инвестора рассматривает и «Базовый элемент» Олега Дерипаски.
И не случайно, ведь 29 ноября в Смольном было подписано соглашение о стратегическом
сотрудничестве Петербурга и «Базэла». Холдинг по договору инвестирует в город до 2015 года более 480 миллиардов рублей. На эти деньги планируется строить жилье, промышленные предприятия и даже дороги.
Еще раньше, 5 октября было подписано соглашение о создании совместного предприятия в сфере целлюлозно-бумажной промышленности между «Группой «Илим» и International Paper. Американская компания International Paper приобрела 50% акций петербургского Ilim Holding, дочкой которого является «Группа «Илим». Новая компания сразу же заявила о своем намерении вложить в развитие отрасли не меньше 1,5 миллиарда
долларов и завоевать российский рынок.
В 2007 году нашел себе сильного партнера и контейнерный терминал на острове Котлин «Моби Дик». 15 ноября было объявлено о том, что «Северстальтранс» купил у финской корпорации Container Finance Group 50% акций компании-оператора контейнерных терминалов Multi-Link Terminals Ltd Oy (MLT) и компанию Container Depot Ltd Oy (CD), специализирующуюся на обслуживании и хранении контейнеров. Контейнерный комплекс «Моби Дик» в Кронштадте, как собственность оператора контейнерных терминалов MLT, теперь тоже будет входить в сферу интересов корпорации «Северстальтранс». Компания планирует сделать терминал одним из ключевых узлов транспортно-логистического комплекса Петербурга. Считается, что «Северстальтранс» (бывшая «дочка» «Северстали» Алексея Мордашова) поможет терминалу решить спор за землю со строителем петербургской дамбы федеральным агентством Росстрой.
Еще одна крупная сделка состоялась 19 декабря. Владелец «Северстали» Алексей Мордашов купил блокпакет акций “Силовых машин” за 486 миллионов долларов. Одна ценная бумага обошлась бизнесмену всего в 5,42 рубля. Такую выгодную сделку “подарил” ему Олег Дерипаска, отказавшись в начале ноября от участия в торгах.
Маша Могилевская,
Фонтанка.ру
Итоги-2007: бизнес повернулся к Петербургу лицом
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ