Новые перехватывающие парковки и «выделенки» для общественного транспорта появятся в Петербурге в наступающем году. Город, после провозглашения вне закона «Газелей», объявил войну и другим маршруткам. В мечтах чиновников — пересадить людей во вместительные автобусы или в троллейбусы. Корреспондент «Фонтанки» опытным путем пытался понять, что принесет это людям — неудобства или долгожданный комфорт.
Архитектурными разрешениями по нелегалам
В городе ведётся комплексная программа по вытеснению с городских улиц маленьких маршруток, владельцы которых не имеют городской аккредитации, а потому объявлены «нелегальными», - это открыто признают чиновники комитета по транспорту Смольного. С ними борются ГИБДД, налоговая инспекция и даже федеральная миграционная служба. Комитет по транспорту выявляет нарушения, фиксирует их документально и направляет бумаги в соответствующие органы.
«За последние 1,5 года количество нелегальных маршруток сократилось в 2,5 раза. И это достаточно ощутимо. В городе наконец-то начала сформировываться единая и понятная система работы общественного транспорта», - утверждает начальник отдела пассажирских перевозок Кирилл Петренко.
Однако, по его словам, самыми действенными методами оказались градостроительные решения. За те же 1,5 года, прошедших со времени проведения конкурса, разделившего автопарки на «чёрные» и «белые», благодаря проектированию с улиц исчезло порядка 600 автобусов-нелегалов. Ярчайшим примером является открытый недавно Лиговский проспект, на котором была выделена линия для общественного транспорта. По ней разрешили проезд только для аккредитованного городского транспорта с единым, установленным городом тарифом оплаты услуг. Кроме того, даже все «легальные» маршрутки были на этом отрезке пути упразднены. Основное достоинство микроавтобусов было в их скорости, за которую они и устанавливают плату выше, чем в большом автобусе. Их вынудили ездить по пробкам с основным потоком автомобилей, и они потеряли свое главное преимущество. Попытавшись «сунуться» на «выделенку», защищённую от них «кирпичами», водители приобрели неудачный опыт общения с ГИБДД, а впоследствии попросту потеряли клиентов. Так что все жёлтые «Газели» без лицензии, являвшиеся до реконструкции основным видом общественного транспорта на Лиговке, оказались невостребованными.
Долой маршрутки!
Чем же так неугодны нелегальные маршрутные такси? По словам Петренко, в аккредитованных городских организациях достаточно жёсткие условия — каждая единица техники дважды в год проходит техосмотр, все водители каждый день «пропускаются» через обязательное медицинское освидетельствование, кроме того, имеют необходимые для работы документы и опыт, сводящий шансы попасть в аварийную ситуацию к минимуму.
О том, что в обозримом будущем с улиц исчезнут все без исключения маршрутные такси, заявил недавно вице-губернатор Александр Полукеев на выставке нового автотранспорта. Ставку на общественный транспорт делают прежде всего из-за его больших габаритов. Один легковой автомобиль, по данным председателя комитета по транспорту Александра Дацюка, перевозит примерно 1,2 человека в сутки, одна «Газель» - 10-15 человек, даже закупленные недавно китайские и турецкие микроавтобусы способны перевезти максимум 30-40 человек. В это же время трамвай или автобус увезёт в десятки раз больше. «Техника, закупаемая городом в последнее время, позволяет развивать приличную скорость, сравнимую с малогабаритным транспортом. Вся проблема в городских заторах», - заявил и.о. первого заместителя председателя комитета по транспорту Станислав Попов. По его словам, «выделенки» проблему с устранением маршруток решат полностью.
Следующим объектом, работающим по «лиговскому принципу» станет Невский проспект. По словам Попова, специальные полосы для движения общественного транспорта, отделенные от остального потока «кирпичами», появятся после того, как с главной магистрали исчезнут все заборы, отгораживающие стройки и строительные леса на фасадах зданий. По всей видимости, после этого на Невском, как и на Лиговке, также упразднят всех «легалов». Правда, «выделенки» тут будут проложены по краям дороги, а не в центре, как это сделано на Лиговском проспекте. В следующем году полосы для движения общественного транспорта появятся на отрезках пути проспект Наставников - проспект Косыгина - Ладожский вокзал и проспект Испытателей - Светлановская площадь. Как объяснили в комитете, в дальнейшей перспективе развития возможна организация их работы по времени. То есть в перспективе заезд автомобилей на «выделенки» может быть запрещён только в часы пик.
Предусмотренная городской программой «пересадка» на общественный транспорт владельцев легковых автомобилей предполагает организацию новых перехватывающих парковок. После ввода единой электронной системы оплаты проезда на всех видах городского транспорта в Петербурге появится ещё 2 перехватывающих парковки вдобавок к уже существующей (в районе метро «Ладожская»). По словам Попова, экспериментальная стоянка уже зарекомендовала себя с положительной стороны. «Если сначала у нас оставляли свои машины 5 человек, то сейчас примерно 60-70 водителей ежедневно паркуются около «Ладожской». Когда мы придумывали принцип работы таких стоянок, мы учитывали опыт Москвы», - заявил Попов. Следующими адресами, где «перехватят» автомобилистов, станут «Парнас» и «Купчино». Стоянки предполагается совместить с автобусными станциями, - с вводом электронных билетов автомобилист сможет выбирать между наземным и подземным видами общественного транспорта.
«На собственной шкуре»
Как работает общественный транспорт, выяснял корреспондент «Фонтанки», который в течение 2 недель проводил исследование возможности пересадки из «Газелей» на городские автобусы и троллейбусы. Ежедневный маршрут «улица Гаванская — Гостиный двор» на автобусе №7 либо троллейбусе №10 заставил по утрам вставать на 50 минут раньше. Если дорога на маршрутках №№ 7, 147, 128 и 129 занимала примерно 20-25 минут, то в крупногабаритном автобусе тратилось чуть больше часа. Набитый битком в ранний час транспорт задерживается на несколько минут на каждой остановке, выпуская и впуская всех желающих, плюс попадает в одни и те же пробки на въезде на Дворцовый мост и на Невский проспект. Да и ходит он гораздо реже, чем «Газели». По вечерам автобуса или троллейбуса приходится дожидаться примерно 20-30 минут. Был выявлен ещё один неприятный фактор — автобусы не всегда ходят там, где ездят маршрутки. За двухнедельный период было сэкономлено 124 рубля на проезде (исходя из расчёта 14 рублей за городской общественный транспорт и 18 рублей за маршрутное такси).
Юркие «Газели» все заторы «проскакивают» подозрительно быстро, причём, по всей видимости, зачастую нарушая все правила дорожного движения. Фраза «по всей видимости» здесь употреблена потому, что увидеть весь маршрут следования никогда не представляется возможным. В основном, на маршрутке приходилось ехать стоя, вернее, согнувшись в три погибели. При этом в спину обычно дышали ещё пара-тройка таких же «счастливчиков», которых впустили «сверх нормы». Чаще всего «Газели» пролетают мимо остановки - водитель нередко «не слышит» просьбы остановиться, пытаясь пролететь по-быстрому очередной светофор. Вполне возможно, голос пассажира до его ушей не долетает потому, что они заняты мобильным телефоном.
После того, как прочувствуешь все перипетии проезда в таком транспорте «на собственной шкуре», речи чиновников о программах пересадки автомобилистов на трамваи и автобусы действительно кажутся единственным возможным выходом из сложившейся ситуации. Однако представить какого-нибудь петербургского топ-менеджера, оставляющего свой «Лексус» на перехватывающей парковке, чтобы потом, раздвигая локтями многочисленных студентов и старушек, протиснуться в подъехавший троллейбус, сложно. И приходит понимание утопичности всего проекта.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Транспортная реформа по-питерски: большие поглотят маленьких
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ